По окончании постройки новой церкви или капитального исправления существовавшей, после которого нужно освящение вновь, епархиальный архиерей лично или через местного благочинного освидетельствует храм и, если окажется, что все готово и устроено должным образом, то разрешает освящение и назначает день его.
Освящение церкви бывает двух видов: полное, изложенное в особом чинопоследовании Требника (ч. 2, гл. 28, с. 60 об.) - "Чин освящения храма от архиерея творимаго", и неполное, состоящее в одном только водоосвящении и окроплении святою водой храма и произведенных в нем построек.
Полному освящению подлежат: а) вновь построенные или заново перестроенные церкви; б) церкви, оскверненные использованием их для небогослужебных целей; в) церкви, ранее используемые неправославными общинами; г) церкви, в которых производилась поправка в алтаре с передвижением престола или в которых вследствие какого-либо несчастного случая был поврежден престол.
Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, священнослужение в храме, не освященном от епископа, должно почитаться расколом и подлежит запрещению. В случае невозможности самому епископу освятить храм туда приносится антиминс, отдельно освященный епископом, и этот антиминс, положенный на престоле храма с установленным молитвословием, сообщает храму архиерейское освящение. Самое же освящение храма в последнем случае совершается местным благочинным или другим священником, уполномоченным епархиальным архиереем. При облачении престола в этом случае срачи΄ца обвязывается не крестообразно (как это делается при архиерейском освящении храма), а только кругом престола, как поясом. Относительно пома́зания Миром престола и стен при освящении храма иереем существует древняя традиция, согласно которой такое помазание от иерея полагается, но в Требниках, изданных после 1698 года, это указание опущено, хотя никакого соборного постановления на этот счет не имеется.
Церковным Уставом полное освящение храма позволяется не во всякое время. Так, например, нельзя освящать храмы в самый день, когда празднуется память того святого или того священного события, во имя или честь которого построена освящаемая церковь, чтобы не смешивать двух торжеств, то есть службы, особо установленной на освящение храма, со службой храмовой в честь данного праздника. По этой же причине храмы в честь святых не должны освящаться в праздники Господские, Богородичные и великих святых полиелейных.
Храмы во имя Воскресения Христова положено освящать только в воскресные дни, исключая Недель Четыредесятницы, Святой Пасхи, Пятидесятницы, Недели святых праотцев и Недели святых отец, а также тех воскресных дней, с которыми будут совпадать Богородичные праздники.
Построение и освящение храмов в честь Пресвятой Богородицы позволяется только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников и икон Пресвятой Богородицы.
Неполному освящению подлежат церкви, в которых производилась перестройка, не затронувшая алтаря, или внутри алтаря, но без передвижения престола, а также церкви, оскверненные какою-либо нечистотой, нарушающей их святыню, или обагренные человеческой кровью.