Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу.
Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть.
По заложении основания (фундамента) для храма совершается Чин на основание храма, что именуется обычно закладкой церкви. При этом бывает и водружение Креста (Требник. М., 1956, ч. 2, гл. 26, л. 28).
Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание:
"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основа́ся сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год месяц и день).
Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме того, приготовляется большой деревянный Крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.
Если предполагается построить деревянную церковь, рвы не выкапываются. Выкапываются лишь две ямы: для положения четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и углубление для водружения Креста на месте престола. Приготовляются также бревна для фундамента.
При основании храма и водружении Креста совершается чин или по Большому Требнику, или по Дополнительному Требнику; последний чин более продолжительный, так как при нем бывает освящение воды и елея, употребляемых потом при основании храма. Когда чин совершается по Большому Требнику, тогда, если бывает архиерей, то он облачается в мантию, епитрахиль и омофор, а если священник, то - в епитрахиль и фелонь.
При всяком чине основания церкви архиерей или священник идет к месту закладки храма с крестным ходом в сопровождении всего клира. Ему предшествуют два диакона с кадильницами, священники с крестами, клирошане поют литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее поставляется стол и полагают на него Евангелие и Крест.
По чину Большого Требника настоятель возглашает: "Благословен Бог наш...", читается или поется "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и тропарь святому или празднику, во имя которого будет воздвигнут храм, и иные тропари по воле настоятеля. Во время этого пения (или чтения) настоятель совершает каждение около рвов и потом читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый и на сем ка́мени создатися Тебе церкви...", в которой просит Господа, чтобы Он соблюл основателей храма невредимыми и основания храма незыблемыми, и совершен нам показал дом к славословию Бога. После молитвы произносится отпу́ст, на котором поминается храмовый святой или праздник.
Настоятель, взяв камень и начертав им крест, сам полагает его в основание, произнося: "Основа́ и΄ (его) Вышний, Бог посреде́ его, и не подви΄жится, поможет ему Бог утро за утра". Затем совершается водружение Креста. Настоятель берет деревянный Крест и водружает его на месте, где будет святая трапе́за (престол). При этом он произносит молитву: "Господи Боже Вседержителю, преобрази΄вый жезл Моисеев...", в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил место сие силою и действием Честно́го и Животворящего Древа Креста, в отгнание демонов и всякого сопротивного, сохранил и место, и дом сей (храм), и пребывающих здесь. В Большом Требнике об этом Кресте говорится: "Совершену же бывшу храму и жертвеннику и, освящену су́щу, вземлется Крест от места, иде́же бе водружен, и... поставляется оный Крест на восточней стране в жертвеннике" (престоле). На нем пишется: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме (имя праздника или святого), (аще во епархии: по благословению: митрополита, или: архиепископа, или: епископа, имя его и града его) по благословению Патриарха Московскаго и всея Руси (имя его), в лето... индикта... месяца... числа... на память святаго (имя его)".
Подобная же надпись, как указано выше, делается на камне или металлической пластине и полагается в основание храма. Изложенный чин закладки храма и водружения креста обычно совершается после молебна с водосвятием, совершаемого по Требнику.
Когда чин на основание церкви и водружение Креста совершается по Дополнительному Требнику (этот чин помещен и в Требнике. М., 1956, ч. 2, с. 28 об.), архиерей, облаченный во все святительские одежды (а священник - во все одежды своего сана), по прибытии крестного хода, начинает каждение и службу следующим образом:
Настоятель берет кадильницу и совершает трижды крестообразно каждение стола, на котором лежат Святое Евангелие и Крест. Диакон возглашает: "Благослови, Владыко". Предстоятель начинает: "Благословен Бог наш", лик поет: "Царю Небесный", и, пока не окончится пение, предстоятель стоит перед Святым Евангелием и кадит его. Потом кадит все рвы, начиная от первой стены алтаря и идя против солнца по кругу, и, возвратившись к столу, кадит клир и народ, и вновь Евангелие. Чтец же читает Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклони΄мся" (трижды) и псалом 142-й: "Господи, услыши молитву мою", "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды). Диакон затем произносит ектению "Миром Господу помолимся", в которой просит:
"О еже призре́ти милостивно на место сие к созданию на нем церкве, в славу Пресвятаго имени Его избра́нное и благословением Своим небесным благословити, Господу помолимся.
О еже благословити начаток основания здания сего, и благополучно в славу имени Своего началу его положи΄тися, и спешно в совершение, кроме́ всякаго препятия произвестися силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа.
О еже труждающимся делателем благопоспешество во всем подати, и дела́ рук их исправити, и в совершение силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа спешно произвести.
О еже благому сему тщанию рабов Своих благопоспешество со всяким довольством, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати.
О еже приставити делу сему и делателем его ангела Своего хранителя, еже невидимо отразити вся сопротивныя наветы видимых и невидимых врагов и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость и к совершению силу силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати".
По возгласе же поют "Бог Господь" и тропари. О пении тропарей в Требнике сказано, что "аще храм Господский быти имать", то поется тропарь праздничный на указанный глас. Затем, на "Славу" поется тропарь Основания (см. ниже), "И ныне" - праздника. Если храм не Господский, то на глас 2-й поется следующий тропарь Основания:
"Творче и Создателю всяческих Боже, дело рук наших к славе Твоей начинаемое, Твоим благословением спешно исправи и силою Твоею в совершение скоро произведи, яко Един Всесилен и Человеколюбец".
Если воздвигаемый храм будет в честь Пресвятой Богородицы, то дважды поется тропарь Основания, на "Слава, и ныне" - храма.
Если храм в честь какого-либо святого, то сначала поется тропарь Основания, на "Славу" - святого, "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. После тропарей читается псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже...."
В это время приносятся и поставляются на стол сосуды с чистой водой и елеем. По окончании псалма трижды поется на 6-й глас тропарь:
"С небесе́ посли благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем сквернам яви ю быти очищение".
Затем следует освящение воды и елея. По возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" настоятель читает над водой молитву: "Боже Великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа...." В молитве он просит Господа Бога о воде: "И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа быти всем, от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домо́м же и месту всякому освящение и благословение, губительных и всяких злотворных возду́хов отгнание и благодати Твоея присвоение".
Затем, после молитвы, тайно читаемой при главопреклонении всех, поется "Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды), и погружается Крест в воду крестообразно (трижды).
После освящения воды освящается елей. Сначала священник трижды благословляет елей десницей, произнося: "Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Затем, по возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" иерей читает молитву, в которой воспоминает о патриархе Иакове, угодившем Богу возлиянием елея на камень: "Господи Боже отец наших, Ему же излия΄ Иаков на камень, его же поставив столп и дом Божий нарече́, благоугодно и приятно бысть, при΄ηри, молим Ти ся, и ныне милостиво на елей сей и небесным Твоим благословением благослови и освяти его и даждь ему силу благодатию Пресвятаго Духа, во еже бы вся тем в славу Твою помазу́емое, освященно и благословенно и Тебе благоугодно и приятно было: щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен..." и т. д.
Далее совершается водружение Креста. Настоятель, взяв освященную воду, кропит ею место, где должен быть водружен Крест, и произносит молитву: "Благослови, Господи, Иисусе, Боже наш, зна́мением страшным и силою Креста Твоего, оградитися месту сему, в славу Пресвятаго Твоего Духа, и Ангел всегубительный и вся сопротивныя силы да отступят от него, яко Твоя есть держава, и Твое есть царство, и сила Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Затем священники, вместе с настоятелем взяв Крест, водружают его в предуготовленное место, поя на глас 2-й тропарь: "Кресту водрузи΄вшуся на земли΄, ниспаде́ и отнюдь потребися шатание врагов: прежде же отриновенный человек, в рай паки входит, но слава Тебе, Единому Богу нашему, сице благоизволившему". Потом поется кондак: "Скорый в заступлении и крепкий в помощь...", "Слава, и ныне" - "Предстательство христиан".
Затем настоятель, обратясь к востоку, читает молитву пред водруженным Крестом: "Господи Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честны΄й и Животворящий Крест Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа..."
Теперь начинается основание храма. Настоятель идет ко рву, где перед ним на столе полагают приготовленный четырехугольный камень, и поется клиром псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи..." После "Слава, и ныне" и "Аллилуиа" (трижды), диакон произносит: "Господу помолимся", клир поет: "Господи, помилуй" и настоятель читает молитву над камнем, в которой просит: "...Посли΄ благодать Святаго Твоего Духа и благослови положение ка́мене сего и все основание начинающагося здания в славу Пресвятаго Твоего имене". Если закладываемый храм Господский, то говорится: "в честь и память Святаго Твоего Рождества... или Преображения" и т. п. Если храм Богородичен, то говорится, например, так: "в честь Успения Пречистыя Твоея Матери" или иного ее праздника. Если в честь святого, то называется его имя. Молитва продолжается: "и Ты, Иже есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Иже искони΄ всяческая созда́, буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов же и де́лателей благослови и дело руку́ их поспеши" и т. д.
Затем предстоятель, взяв освященную воду, кропит ею камень, произнося: "Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Если предполагается вложить в камень мощи святого, то сперва один из иереев читает надписание на камне и затем влагает мощи в предуготовленное в камне место, произнося: "Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Яко восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих", и покрывает мощи. Если мощи не влагаются, то ничего из указанного не совершается. Взяв камень, настоятель своими руками полагает его на приготовленной извести во рву, произнося: "Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородицы, или храмового святого), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Потом настоятель берет елей, произнося: "Вышний основа́ сию церковь, Бог поcреде́ ея и не подви΄житися, поможет ей Бог утро за утра". И возливает елей на положенный каменьпроизнося: "Благословенно и зна́менано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Потом вместе со всем клиром поет на 6-й глас: "Востав Иаков заутра, и взят камень, егоже бе положи΄л в возглавие себе, и постави его столп, и возли΄л елей верху́ его и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ве́дех; страшно есть место сие, несть сие, но дом Божий, и сия суть врата Небесная. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
Если освящается основание деревянной церкви, то по совершении указанного настоятель, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно, говоря: "Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого). Аминь". Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная с северной, против солнца, и, останавливаясь на каждой стороне, кропит, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Клир во время каждого кропления поет псалмы в следующем порядке: 86, 126, 121 и 131. После пения каждого псалма и окропления священник становится на каждой стороне лицом к будущему зданию и читает особую молитву, и на каждой стороне делает три удара в среднее бревно, произнося указанные выше слова.
Когда священник вернется на исходное место, то становится перед водруженным Крестом, лицом к востоку, и по окончании пения псалма 131-го, прежде чтения молитвы, сам с умилением начинает петь вместе со всем клиром "Царю Небесный". По окончании пения и возглашения диакона: "Господу помолимся" и пения клиром "Господи, помилуй" священник читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый на сем месте и на сем положенном и во имя Твое благословенном ка́мени, основати Себе церковь". (Большой Требник). Потом с коленопреклонением читает молитву: "Хвалим Тя, Господи Боже Сил..." (Дополнительный Требник).
Затем произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей", в которой говорится: "Еще молимся о благочестивых ктиторех и основателех в славу Божию сооружатися наче́ншаго храма (имярек), и о благополучном поспешении святаго дела их, о здравии же, спасении и оставлении грехов их, рцем вси: Господи, услыши и помилуй. - Еще молимся о еже приставити делу сему святому Ангела Хранителя от всякаго злаго обстояния и видимых и невидимых врагов препя΄тий избавляюща, и защищающа, и делателей укрепляюща, рцем вси: Господи, услыши и помилуй".
После возгла́са "Услыши ны, Боже" бывает отпу́ст обычный храма.