Монашеские обеты в Православии

Монашеские обеты

Исполнение заповедей Господних - это узкий и тернистый путь к Жизни Вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают на этом пути благочестивого христианина. Тем, кто готов, взявши крест, следовать за Христом, кто стремится всеми силами спастись, Церковь предлагает особые средства к победе над своими страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые заповеданы в Евангелии. Самим Господом Иисусом Христом и Его святыми апостолами.

В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: "Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19, 11-12).

Добровольная нищета, или нестяжание, предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Мф.16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. "монахо́с" - одинокий, отшельник), или иноками.

Монашество имеет три степени. Трехлетний иску́с, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина - иеромонах, игумен или архимандрит. В Номока́ноне сказано: "Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святоаго Собора. Како бо даст иному, егоже сам не и΄мать" (гл. 82).

Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле. "И аще кто дерзнет пострищи΄ монаха без прии΄мца, си΄речь без старца, да извержется" (Номоканон, гл. 79). О "приимце", иначе восприемнике, который бы принял новопостриженного монаха в послушание и имел попечение о его духовном спасении, сказано: "Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители..." Иногда в монастырях вместо нескольких старцев назначается один, общий для всей братии, духовник.

Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом Требнике.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here