С особым великолепием совершается чин архиерейской хиротонии. Сам посвящаемый, произнося торжественные обеты и участвуя в таинственных священнодействиях, познает всю духовную важность и долг своего звания.
Чинопоследование архиерейской хиротонии состоит из наречения, исповедований веры и собственно хиротонии на Литургии.
Вве́дение в это высокое церковвное служение составляют молитвословия, поемые в чине наречения во епископа собором архиереев. При объявлении о его избрании собравшиеся епископы поют тропарь и кондак Пятидесятницы:
"Благословен еси, Христе Боже наш, Иже прему́дры ловцы΄ явле́й, ниспослав им Духа Святаго и теми уловле́й вселенную! Человеколюбче, слава Тебе".
"Егда́ снизшед язы΄ки слия΄, разделя΄ше языки Вышний, егда же огненныя язы΄ки раздая΄ше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа".
Епископы имеют равную благодать священства и равные права духовной власти, поэтому один епископ не может рукоположить другого, как равный равного; совершается хиротония во епископа высшей степенью церковной власти - собором не менее двух епископов.
В день поставления архиерея "к всено́щному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песне благовестят в большой колокол", обыкновенно медленно 12 раз. В 8-м часу утра бывает благовест во все колокола.
В день посвящения епископа перед Литургией совершается чин испове́дания веры поставляемого во епископа. Архиереи в облачении выходят на середину храма на помост и, поприветствовав целованием руки первенствующего архиерея (или Патриарха), садятся. Их сопровождают архимандриты, игумены, протоиереи, пресвитеры и становятся по чину.
Затем пресвитер и диакон, поклонившись и облобызав руки архиереев, идут в алтарь и выводят оттуда новопосвящаемого, облаченного во все священнические одежды. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях и сходит с солеи. Далее его приводят и поставляют на постланный перед помостом орле́ц (ковер с изображением города и парящего над ним орла) у нижнего его края. Здесь он поклоняется трижды и после возглашения протодиакона: "Приводится боголюбезнейший, избра́нный и утвержденный архимандрит (имярек) хиротониса́тися во епископа богоспасаемаго града (имярек), или градо́в (имярек)". Первенствующий архиерей вопрошает: "Чесо́ ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?" Новопоставляемый отвечает: "Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшии". На вопрос первенствующего архиерея: "И како веруеши?" он читает велегласно Симво́л веры. По прочтении первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, произносит: "Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою". Протодиакон вновь возглашает: "Приводится боголюбезнейший...", и избранный приводится на середину орлеца. На вопрошение: "Яви нам еще, како испове́дуеши о свойствах Трие́х Ипоста́сей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия" избранник читает изложение догма́та веры о Ипостасях Триединого Бога. Первенствующий архиерей, крестовидно благославляя рукополагаемого, глаголет: "Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя" Протодиакон в третий раз возглашает: "Приводится боголюбезнейший...", и избра́нный становится во главу орла. Первенствующий архиерей вопрошает его: "Яви нам и еще, како содержиши кано́ны святых апостол и святых отец, и предания и установления церковная". И новопоставляемый дает обет соблюдать ка́ноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно святые уставы и чины΄ Кафолической Восточной Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему Господом паствой. Он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: не совершать богослужений, не рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода, преодолевая ради этого возможные препятствия. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно и в согласии с Предстоятелем своей Церкви. В заключение он обещает быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы.
Затем первый архиерей, благословляя его, произносит: "Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек), избра́ннаго епископа богоспасаемых градо́в (имярек)". Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды. Протодиакон подводит его к епископам, и те благословляют его, а он целует им руки. Он же вручает первому архиерею текст исповедания и обещания, и первенсвующий, благословляя его рукой крестообразно, возглашает: "Благодать Пресвятого Духа да будет с тобой".
Затем посвящаемого отводят на орлец и ставят на изображение орла лицом к востоку, справа от него становится протоиерей, слева - протодиакон. Протодиакон произносит многолетия Патриарху, иерархам и новопоставляемому, и во время пения "Многия лета!" он кланяется на все стороны, после чего, сопровождаемый протоиереем и протодиаконом, возвращается в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служа́щие Литургию, следуют в алтарь. В это время убирают орлец, и начинается Литургия.
Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во диакона и священника, то рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он "приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапе́зу". Здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапе́зы, а главу возлагает между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его полагается раскрытое Евангелие письменами вниз. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву. В алтаре поют: "Господи, помилуй" (трижды). Потом первенствующий архиерей при держании остальными Евангелия на главе посвящаемого благословляет его главу трижды. Затем архиереи полагают правую руку на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает над ним две молитвы. Остальные повторяют: "Господи, помилуй" на ектению, тихо читаемую одним из архиереев.
Наконец, первенствующий заключает Таинство молитвой, в которой просит Господа сотворить сего новаго строителя Таин достойным Своим подражателем.
Сняв с главы посвящаемого святое Евангелие, снимают с него Крест и фелонь, и иподиаконы подносят: саккос, омофор, Крест, панаги΄ю и митру. Принимая каждое из этих священных одеяний, он целует его и просит благословения каждого из архиереев, лобызая его руку, и затем облачается, при этом каждый раз возглашается и поется "Aксиос", запечатлевая достоинство новопоставленного архиерея. По облачении и увенчании митрой новопосвященного все участвующие в рукоположении преподают ему целование мира, как равному себе.
Новохиротониса́нный архиерей мирствует по Апостолу и восседает среди архиереев. На великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос от протодиакона, а новопосвященный - потир от архимандрита или протоиерея. Благословение Святых Даров совершает первенствующий, но во время причащения первоиерарх подает пресвитерам Тело Христово, а новопоставленный - Святую Кровь в Чаше. По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются у престола, и старейший возлагает на новопосвященного мантию с источниками, изображающими источники благодати, которые должны истекать из уст его. Потом все переходят на кафедру среди храма, и там среди народа первенствующий вручает новохиротониса́нному с поучением пастырский жезл - символ правления. После чего тот благословляет народ обеими руками на все стороны.