После возгла́са священнодействующего читаются Трисвятое, "Отче наш" и покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи", потом две молитвы. В первой иерей благодарит Господа за то, что Он избавил раба сего от суетной мирской жизни и призвал к ангельскому житию. Во второй просит он Господа: "Облецы΄ раба Твоего одеждою, целомудрием препояши чре́сла его, всякаго воздержания покажи его подвижника". По окончании молитвы посвящаемый крестообразно постригается при произнесении слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Затем на постриженного надеваются, без произнесения слов, ряса и камилавка. Посвященный в рясу называется рясофорным.
Ряса - это одежда покаяния (греч. - поношенная, ветхая одежда, вре́тище).
Камилавка (греч. "ка́вка" - жар , "элавна" - укрощаю) - шапка, укрощающая жар, или, по другому толкованию (от греч. "ка́милос" - верблюд, "авхи΄" - шея) - шапка из шеи верблюда, означающая укрощение, умерщвление плоти. Плат над камилавкой называется на́метка, подкапок. Все одежды монашеские своим черным цветом и безыскусностью напоминают о смиренном, уединенном, нестяжательном житии в покаянии о грехах своих.
Пострижение волос совершается, чтобы "отъятием нечувственных власо́в соотложити и бесловесныя мысли и деяния и сподобитися восприяти благое и легкое иго Господне и взяти крест и последовати Владыце Христу".