Пастырь и паства во Христе в православной церкви

Пастырь и паства

Пастырство имеет своей целью особое, благодатное служение. Для этого пастырю сообщаются особые духовные дары, усвояются особые свойства, отличающие его от педагога и воспитателя.

При совершении хиротонии в сан священника происходит обручение посвящаемого с паствой того прихода, куда он предназначается на служение. Движение пастырского духа к пастве - основа душепопечительности, а ее высшее выражение - сострадательная любовь пастыря к пастве. Подъему пастырского духа, расширению и согреванию его сердца до подлинной пастырской душепопечительности особенно содействует молитва пастыря, ею и сопровождаются все виды пастырского служения: богослужение, таинства, требы и проповедничество.

Основой пастырского служения, на которой зиждутся все другие свойства пастыря и особенности его служения, является любовь к пастве. Чувство глубокого сострадания и самоотверженной любви, умение понимать внутреннюю жизнь другого, и особенно усвоение способности воздействовать на нее, выражается у пастыря в духовном отождествлении себя с другими, в распространении своей совести на всю вверенную его попечению паству, во внутреннем переживании борьбы, через которую все вверенные ему души восходят к совершенству духовному. Скорбь о грехах своих пасомых, как о своих собственных; забота о пасомом, как о себе самом; любовь к нему, как к самому себе, не только на словах, но и на деле - первое условие истинного пастырского врачевания: "Болезную, братие, вместе с вами, - говорит святой Киприан Карфагенский. - Нисколько меня не утешает, что я здрав и невредим. Ибо пастырь уязвляется более в язве своего стада. С каждым из вас я соединяю сердце мое, разделяю горестные времена, печали и скорби: с плачущими плачу, с падшими почитаю себя падшим, - во всем вместе с вами... и лютые мечи прошли сквозь мою утробу".

Внимание к себе, постоянная оценка своих поступков и помыслов, постоянное прозрение в себе борьбы начал доброго и злого является вторым условием для понимания внутренней жизни души своего ближнего. Наблюдая свой собственный духовный мир, пастырь сумеет понимать и тайную борьбу, происходящую в душе пасомого, а следовательно, и на нее влиять. Зная недуги своей души, он будет знать, как лечить душу пасомого.

Истинное понимание смысла страданий Спасителя - центр и основа пастырства. На Голгофском страдании основана власть и сила пастырства Христа: Голгофа дала Ему силу "вязать и решить" (Мф. 18, 18), прощать и благодатствовать. На Голгофе совершено искупление, в котором выразилось Первосвященство Христа. Сущность самой Голгофы - принятие Христом Спасителем болезней и немощей человечества: "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Мф. 8, 17; Ис. 53, 4).

Пастырство - это служение делу искупления и продолжение на земле дела Христова. Пастырь, священник, - служитель Первосвященника Христа, совершающий Его властью и во имя Его дело освящения душ. И по мере возможной для человека силы он и должен продолжать подвиг и дело Христа. Пастырь должен жить жизнью, нераздельно слиянной с жизнью паствы. А стремление к этому будущий пастырь обязан иметь до посвящения.

Пастырская любовь и сострадание только до некоторой степени могут быть свойствами человеческой натуры. Для обычного человека любить ближнего, и тем более врага, как самого себя, - подвиг особенный. Любить же ближнего больше, чем самого себя, - для невозрожденного человека непосильно, ибо нет силы выйти из естественной любви к самому себе и стать новым в отношении к своему ближнему. И тем более невозможно войти в ту меру самораспятия и объединения с паствой, которая требуется идеей христианского пастырства, для естественных сил человека. Поэтому для подвига пастырства пастырю нужно получить от Бога нечто новое. Это новое и дается ему в таинстве Хиротонии, в благодатном его привитии к Лозе - Христу.

Будучи облечен плотью, пастырь совершает служение Духа (2 Кор. 3, 8), служение оправдания и служение примирения (2 Кор. 3, 9; 5, 18). Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский († 407), в Слове третьем о священстве говорит: "Если кто размыслит, сколь важно то, чтобы, будучи еще человеком, обложенным плотию и кровию, присутствовать близ Блаженного и Бессмертного Естества, то увидит ясно, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершается жертвоприношение, совершаются и другие высокие служения, относящиеся к нашему достоинству и спасению. Еще живут и обращаются на земле, а поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не им сказано: "Ели΄ка а́ще свя΄жете на земли΄, будут свя΄зана на небеси΄, и ели΄ка аще разреши΄те на земли΄, будут разреше́на на небесе́х" (Мф. 18, 18). О важности пастырского служения, Нравственных обязанностях пастыря, о его духовных качествах имеются указания в Священном Писании, в частности в пастырских посланиях святого апостола Павла, в ряде наставлений и правил, установленных Вселенскими и Поместными Соборами, а также в сочинениях отцов Церкви. Яркими примерами святоотеческих наставлений священнослужителям являются святого Григория Богослова слово 3-е и святого Иоанна Златоуста шесть слов о священстве, публикуемые в приложении к настоящей книге.

Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский († 389), говорит: "Кто возьмется образовать защитника истины (священника), который должен стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира".

Пастырь должен быть воплощением любви Христовой как к Богу, так и к ближнему. Любовь к пастве должна заполнять всю душу пастыря: "Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?" - говорит апостол Павел (2 Кор. 11, 29; Гал. 4, 19). Любовь пастыря к пасомым в повседневной жизни проявляется во всех случаях соприкосновения его со своими прихожанами: не только во время принесения им Бескровной Жертвы за Божественной литургией, где он особенно молится за них, как о предстоящих людях, ожидающих от Господа великой и богатой милости, но и во время совершения им святых таинств и треб церковных. Здесь он должен проникнуться сознанием, что каждый верующий идет к нему за духовной помощью, а поэтому наиболее полное удовлетворение религиозных потребностей верующих с его стороны будет и полным проявлением к ним любви Христовой; но будет оскорблением святыни Божией, если Господне дело он будет делать с небрежением.

Сущность пастырского служения может быть определена, как служение особых лиц, в таинстве Священства облеченных благодатию Святого Духа, через их личную святую жизнь, учение, их молитвенное предстательство пред Богом, через совершение святых таинств для примирения людей с Богом и единения с Ним в Царстве Его вечной славы.

В надежде на врачевание благодатными средствами Святой Церкви, молитвами ее пастырей, верующие люди несут в храм грехи, страдания и скорби, кровоточащие раны совести, греховную волю, осознание заблуждений своего ума. Своим молитвенносмиренным духом, истовым совершением богослужения пастырь призван воодушевлять паству на искреннюю, внутренносокровенную молитву.

Исполнение пастырем своего долга по отношению к пасомым предполагает и наличие соответствующего отношения мирян к своим христианским обязанностям.

Апостол Павел учит о Церкви как о Теле Христовом: "Вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12, 27); "Тело же не из одного члена, но из многих" (1 Кор. 12, 14); "Но теперь членов много, а тело одно" (1 Кор. 12, 20); "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос" (1 Кор. 12, 12); "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 26). Таким образом, как в теле каждый член действует не для себя исключительно, но на пользу всего организма, так и в Церкви на каждом члене лежит общецерковная забота; как в организме функции членов различны, так и в Церкви не все члены занимают равное положение, но каждому принадлежит особый вид церковного служения. В Церкви много видов христианского служения, но все они объединены единством цели.

Вступление в Церковь совершается через таинства Крещения и Миропомазания. Все члены Церкви имеют свою долю участия во всех проявлениях жизни и деятельности Церкви: в вероучении, в таинствах, в богослужении, в церковном управлении.

Служение мирян в Церкви осуществляется через веру, надежду и любовь. Миряне призываются окружить своих пастырей сыновней любовью, уважением и доверием, оказывать им доброхотное повиновение. "Просим же вас, братия, - обращается апостол Павел к солунским христианам, - уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их" (1 Фес. 5, 12-13); а в другом случае поучает: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр. 13, 17).

Миряне должны одновременно находиться в молитвенном общении друг с другом и со своими пастырями. Все члены Церкви, священнослужители и миряне, должны быть духовно связаны между собой и готовы в любой момент поддержать друг друга: "Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Флп. 2, 2). "Носи΄те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2). Следовательно и духовенство, и миряне - полноправные члены Церкви и активные труженики на ее поприще.

64-е правило VI Вселенского Собора (680-681) запрещает мирянину выступать в храме как учителю веры: "Не подобает мирянину перед народом произноси΄ти слово или учи΄ти и та́ко бра́ти на себя΄ учи΄тельное досто́инство, но повинова́тися пре́данному от Господа чи΄ну, отверза́ти у́хо прия΄вшим благода́ть учи΄тельского слова..."

Хотя совершение богослужений является прерогативой иерархии, миряне участвуют в них всегда: они присутствуют за богослужениями, поют, читают, отвечают на возгласы священника или епископа, молятся совместно с ним о совершении таинства Евхаристии; при совершении хиротонии архиерей приглашает и мирян к общей молитве за посвящаемого: "Помолимся у́бо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа"; миряне поют при хиротонии а́ксиос (достоин), что свидетельствует об их участии в совершении таинства. Всё это сближает мирян и духовно и благодатно связывает их со священной иерархией. В случае отсутствия священника мирянам разрешается совершать таинство Крещения (если крещаемому угрожает опасность смерти), а также некоторые богослужения суточного круга.

Из мирян избирается клир. Они могут представлять епископу кандидата для посвящения в иерархическую степень. Апостол Павел говорит о избираемом для священнослужения: "Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Но правилами 4-м и 6-м Первого Вселенского Собора (325) избрание епископов ограждено от вмешательства мирян, чтобы не вносить в это строго определенное церковными канонами действие нестроений. (См. подробнее об этом в статье "Роль мирян в жизни и миссии Церкви". - "Журнал Московской Патриархии", 1969, № 9.)

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here