Порядок встречи архиерея при обозрении им церкви

Порядок встречи архиерея при обозрении им церкви

Перед прибытием архиерея к церкви совершается благовест в большой колокол.

Во время благовеста должны быть отверсты во всех алтарях храма царские врата, на престолах раскрыты антиминсы, а ковчег с запасными Святыми Дарами и сосуд для святого мира должны быть поставлены на престоле главного алтаря. На этом же престоле должен быть приготовлен на блюде, покрытом возду́хом, Крест. Надлежит также приготовить чашу со святой водой и кропило и кадильницы с горящими углями.

За престолом, перед местными иконами иконостаса и перед чтимыми иконами заблаговременно должны быть зажжены свечи и лампады, а для встречи архиерея должны быть зажжены свечи в двух подсвечниках, употребляемых при малом и великом входах.

Ключи от сосудохранилища, ризницы и церковной библиотеки должны быть также наготове.

К встрече архиерея священники облачаются в епитрахили, поручи и фелони, диаконы - в стихари с орарями и поручами.

При приближении архиерея к храму совершается трезвон.

Для встречи архиерея духовенство выходит из алтаря в следующем порядке: впереди идут два псаломщика со свечами, зажженными в выносных подсвечниках, за ними - диаконы с кадильницами и выносными диаконскими свечами, за диаконами - священники, из которых старший по настоятеле несет чашу со святой водой и с положенным на ней кропилом, а после всех - настоятель прихода с Крестом, положенным на блюдо, покрытое возду́хом. (Где малочисленный причт, там святую воду выносит и подает архиерею псаломщик, а свечи в подсвечниках могут нести и другие лица, по указанию настоятеля.) Где есть певчие, выходят и они на встречу вместе с духовенством.

По прибытии архиерея к храму настоятель прихода, поклонясь архипастырю, подает ему Крест, обратив его на блюде рукоятью на левую сторону от себя, а когда архиерей приложится к Кресту, подается ему и святая вода для окропления, при осенении Крестом, предстоящего народа. Затем настоятель, опять приняв от архиерея Крест, а несущий святую воду - кропило, со всем духовенством в вышеуказанном порядке, в предшествии и певчих, входят в храм с пением "Достойно есть..."

Войдя в храм, духовенство становится пред амвоном в порядке старшинства; диаконы - между последней парой священников, лицом к алтарю, причем священник, несший святую воду, и диаконы, несшие кадильницы и свечи, отдают всё это заранее приготовленным лицам для отнесения на полагающиеся места, а псаломщики ставят подсвечники на клиросах пред святыми иконами. Крест, лежащий на блюде, остается в руках настоятеля до окончания положенной молитвы. По окончании пения "Достойно есть..." старший диакон возглашает краткую сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже..." - ту, которая бывает на вседневной утрени перед шестопсалмием. Возглас после этой ектении, равно как и отпу́ст по возглашении диаконом "Премудрость", произносит обычно настоятель прихода.

По отпу́сте настоятель подает архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие. (Где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона.)

По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют "Тон дэспотин...", настоятель с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики.

По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить для обозрения алтарей в приделах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний остается в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма.

По обозрении храма, когда архиерей взойдет на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея - младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной из боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения.

Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют "Ис полла эти, дэспота", прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения.

При выходе архиерея из храма бывает трезвон.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here