Для исцеления немощей духовных и очищения души от грехов в Православной Церкви есть особенное, именно для этого назначенное средство — Таинство Покаяния, средство самое действительное и совершенное. Как нет греха, побеждающего милосердие Божие, так нет и не может быть столь тяжкого преступления, которого бы не могло очистить покаяние, для приступающих к нему с сердечным желанием и верой.
Хотя оно обыкновенно служит приготовлением к принятию других Таинств и всегда предшествует им, но не требует никакого дополнения себе и, совершенно очищая от грехов, примиряет человека с Богом. А так как Елеосвящение должно совершаться уже после исповеди (на что указывает и условное выражение апостола: и если он соделал грехи (Иак. V, 15), ибо не мог же апостол без исповеди предполагать человека безгрешным) и на самом деле всегда совершается после нее, а часто даже и после приобщения Тела и Крови Господней, то с первого раза непонятным может показаться, о каком прощении и каких еще грехах говорит апостол, когда больной уже прежде во всем прощен и разрешен?
Но если мы представим себе, как душа тесно соединена с телом, как много и сильно действуют на нее болезни телесные, как человек, изнемогая телом и душой во время тяжкой болезни, когда обыкновенно и обращаются к таинству Елеосвящения, часто бывает мало способен принести истинное, совершенное раскаяние во грехах, и вообще выполнить все те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов.
Это может быть, так как некоторые грехи, по немощи, он может исповедать недостаточно четко, а другие и вовсе не исповедать по забвению. Некоторые грехи, особенно тяжкие, и после исповеди могут еще беспокоить совесть болящего. Отсюда вполне понятно и видно, как иногда, после всех наших приготовлений к смерти, после исповеди и причащения Св. Таинств, еще необходимо это прощение, и сколь благ и милостив Господь, даровавший еще особенное врачевство, собственно для такого рода больных, к уврачеванию их душевных немощей в Таинстве Елеосвящения.
Здесь уже не сам больной обращается к Богу с молитвой; за изнемогающего больного предстает пред Господом целый собор Его служителей, и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его даровать болящему отпущение грехов, очистить и успокоить его совесть. Таким образом, отпущение грехов, даруемое больному в Таинстве Елеосвящения есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в Таинстве Покаяния, которым он не мог вполне воспользоваться по своей немощи.
Елеосвящение сходно с Таинством Покаяния в том, что в нем также отпускаются грехи. Но существенное таинственное действие Таинства Елеосвящения состоит в облегчении болезней телесных и скорбей душевных.