Мученическое послушание
"Подойди ко мне, о воин, подойди ко мне и стань со страхом. Ты будешь выше всех, как предначертано Господом, Ибо ты пройдешь путем первомученика".(Преп. Феодор Студит, "Ученику").
Этими словами Преподобный обращался и к новому подвижнику святого послушания. Послушник приравнивается к мученикам о Христе; по словам святых Отцов, послушник идет путем мученическим. Антоний, как мы увидим, прошел не одно мученическое послушание, а три.
В те времена молодых посылали на монастырские подворья, расположенные вне пределов Святой Горы. Также произошло и с нашим Антонием. Его сразу же отправили на подворье в Трипотамос.
Там назначили послушание келаря, и в обязанности его входило готовить пищу для отца благочинного, его помощника и работников, накрывать на стол, мыть посуду, подметать, следить, чтобы в погребе было достаточно провизии и при этом проявлять полное послушание. Жизнь на подворье для иноков, особенно молодых, очень трудна. Они лишены драгоценного уединения и тишины. На подворье работают и миряне — мужчины, женщины, дети. Их жизнь состоит из непрерывной брани, проходит в горниле искушений и раздоров. Вот первая причина, которая делала мученическим послушание Антония. Но бесовское пламя, огонь плоти и мирские соблазны — это было еще не все, чтобы испытать молодого монаха, не все, что грозило осквернить чистоту нового воина Христова.
В то же время благочинный подворья (вечная ему память) был очень суровым человеком. По всей Святой Земле шла слава о его несгибаемом нраве. И горе бывало тем, кто осмеливался в чем-либо перечить ему. Он был до крайности требовательным и раздражительным. С этим человеком жизнь Антония была настоящим мученичеством. Но он проявлял неизменное терпение и был предупредителен со всеми. Итак, второй причиной его мученичества был отец благочинный.
Третьим большим испытанием для него стала болезнь: он долгое время страдал от жестокой дизентерии. Таким образом, Антоний проходил очищение, "как золото в горниле". И какие другие средства очищения более действенны, чем послушание, смирение и долгая изматывающая болезнь?
В течение полугода он был прикован к постели, страдая от боли, зловония, истощения, едва не приведшего его к туберкулезу, и, более всего, от пренебрежения и равнодушия благочинного.
Но Благодать Господня послала ему великое утешение, силу душевную, чудесное вмешательство. В этом испытании души и тела молодой Антоний, чадо послушания, мог сказать Господу: "3а словеса устень Твоих аз сохраних пути жестоки" (Пс. 16,4).
Однажды ему привиделся юноша, вошедший и вставший напротив него, сияющий невыразимой красотой. "Антоний, ты еще болен?! Терпение твое богоугодно," — сказал он и исчез. Кто же это мог быть, как не св. Стефан?
После этого его осматривали два или три доктора. Их диагноз? Абсолютно здоров. Врач Лавры, монах Афанасий (Кампанаос), в отчете монастырю написал: "Впервые в жизни я видел такие легкие, такой молодой организм, как будто он принадлежит трехлетнему ребенку".
Благочинный был поражен этим чудом. Он просил прощения за свое обращение. В покаянии не раз повторил: "Чадо мое, я был слишком суров с тобой".
Литургическое служение
Вернувшись с подворья в святой монастырь, мужественный Антоний, пройдя испытания послушнические и выказав безупречное поведение, в мае 1925 года был пострижен с именем Филарета. Ему доверили почетное, но очень трудное послушание экклесиарха. Однако не существовало трудностей для полного добрых устремлений, вдохновения, жертвенной готовности и любви к добродетели сердца монаха, получившего имя Филарет. В служении он напоминал ангела, летающего по церкви, духа, посланного служить...
Экклесиарх — это монах, имеющий различные обязанности в церкви. Он возжигает лампады, моет, чистит медные подсвечники, кандила; он подметает и протирает, приготавливает новые свечи, ладан, фитили, поплавки для фитилей, чистит лампады; починяет стасидии и т.д. Все это он должен делать во время, свободное от служб. Во время же богослужений у него другие обязанности, для выполнения которых он должен держаться неколебимо и передвигаться, развивающейся мантией напоминая ангела с крыльями. Он должен быть постоянно внимательным, не производить шума и беспрекословно слушаться игумена и служащего священника.
Благословенный отец Филарет оказался образцовым, усердным и не знающим усталости экклесиархом. Во время службы, заранее все приготовив, он становился на свое место и, склонив голову, погружался в сладость молитвенную, полный любви ко Христу. Он никогда не учился петь, и, когда пел, голос его звучал грубо. Но какое значение имел этот недостаток? У него был плохой голос, но возвышенный ум; необученный, он входил в несказанный небесный хор бестелесных.
В апреле 1921 года он был рукоположен во диакона. В этом первом священническом сане чувствовал свою особенную близость к первомученику архидиакону Стефану, защитнику и покровителю святой обители. Через три года, в октябре 1924-го, был рукоположен во иеромонаха. Со дня рукоположения и до самой кончины отец Филарет ежедневно совершал Божественные литургии. Душа его алкала, стремилась к Литургии. Редко бывала, когда он не мог служить, всегда — по состоянию здоровья. Он жил, чтобы совершать Литургии, и совершал Литургии, чтобы жить. Без Божественной литургии он чувствовал себя мертвым, лишенным Христа, Который есть жизнь и воскресение, свет и покой.
В то время, кроме игумена, в монастыре было еще два иеромонаха, но один из них, отец Агапий, серьезно болел, а другой не стремился ежедневно совершать Литургии. Потому отец Филарет и взял на себя обязанность ежедневно совершать Литургии. Даже когда другой иеромонах решал, что он будет служить, отец Филарет шел и совершал Литургию в одной из восьми часовен монастыря. Четыре из них внутри монастырских стен:
1) часовня Божией Матери, имеющая прекрасный резной деревянный иконостас и чудотворную икону Богородицы "Портаитисса", от которой было совершено множество чудес в России;
2) часовня св. Константина;
3) часовня Всех Святых;
4) часовня святителя Николая.
Четыре другие часовни находятся за монастырскими стенами:
1) часовня Архангелов на кладбище;
2) часовня Пресвятой Троицы;
3) часовня "Панагуда" или "Панагица" (это ласковое, с любовью обращение к Богородице), расположенная в ущелье и
4) часовня преп. Антония на месте старого монастыря. Каждая из них хороша и отмечена своей особенной благодатью.
Отец Филарет не перестал совершать Литургии, даже когда здоровье его пошатнулось, и он страдал от двусторонней грыжи. Она была следствием многочасовых неподвижных стояний и прочих трудов. Чтобы дать ему отдохнуть, отцы предложили платить приходящему иеромонаху, чтобы тот ежедневно служил, ибо отец Филарет к тому времени исполнял еще и обязанности игуменские, и исповедовал множество монахов, паломников и работников.
На это предложение благословенный и смиренный Старец отвечал: "Отцы мои, вы трудитесь больше меня. Я не знаю никаких других трудов, кроме совершения Литургий. Так дайте мне трудиться наравне с вами. Если меня оставят силы, я сам скажу вам пригласить иеромонаха со стороны".
Своим непрестанным совершением Литургий он показал братскую любовь и отзывчивость души, он показал этим также и устремление к Тайной Вечере, желание вечной и бесконечной Пасхи, любовь к присутствию Владыки, подвижничество его горящего сердца в великий сонм святых.
В сердце его горел литургический огонь. Однажды он признался отцу Пахомию, что, когда совершает Литургию, то чувствует, как душа его возлетает, преображается, возносится в другой мир.
"Беспрестанное пение ангельское славословия Трисвятого символизирует равночтимое существование, соединение и симфонию сил неба и земли, которое осуществится в будущей жизни, так как при воскрешении люди обретут свои бессмертные тела. Тело больше не будет отягощать душу соблазнами и само их избегнет. Своим переходом в безгрешное состояние оно обретет силу и способность выдержать приход Господа" (Св. Максим).
Духовный смысл безгрешности равночтимого с ангелами существования, прихода Господа присутствовал в глубочайшем содержании каждой Божественной литургии Старца.
Когда отец Филарет совершал Литургию, все существо его излучало свет, радость, мир, и в то же время он был сосредоточен, серьезен, а глаза мокры от слез. Он часто плакал из-за небрежности тех, кто служил рядом с ним.
В 1929 году, когда отец Филарет был еще молодым иеромонахом, в лесу св. монастыря Ватопед по вине угольщиков случился сильный пожар. Он распространялся и начал приближаться к монастырю Костамонит. Отцы монастыря отправились помогать тушить огонь. Впереди шел отец Филарет, держа в руках икону Божией Матери, и, подбадривая отцов, с глубокой верой говорил: "Отцы дорогие, огонь потухнет еще до нашего прихода. Не волнуйтесь". И всю дорогу он по памяти пел канон молебный ко Пресвятой Богородице, взывая к Ее помощи. Когда же отцы и братия достигли границы двух монастырей, огонь сам уже потух, после того как до основания выжег окрестности Ватопеда. Всепожирающий огонь не коснулся собственности Костамонита, несмотря на то, что границей была всего-навсего узенькая тропинка. Все приписали это чудо молитвам молодого отца Филарета и помощи Матери Божией.
Стремление ревностного священника совершать Литургии, совершать непрестанно показывает следующий случай. В ночь на 17 января, в праздник преп. Антония Великого, после утрени отправился он совершить Литургию в часовне этого святого. Часовня находится в пятистах метрах выше монастыря. Он взял с собой две просфоры, сосуд с водой и масляный фонарь. Пройдя какое-то расстояние от монастыря по афонской глуши, которая была еще непроходимее в безлунную ночь, он обо что-то споткнулся, упал и разбил сосуд с водой. Приписав это происшествие козням бесовским, взял другой сосуд и, радостный, вновь отправился в часовню. Но в том же самом месте снова споткнулся, опять упал и разбил второй сосуд с водой. Праведным гневом воспылав против бесов, сказал-. "Искуситель, сегодня я совершу Литургию в часовне преп. Антония, что бы ты ни предпринял, какие бы ни чинил мне препятствия!" Он вернулся, взял еще один сосуд с водой и с молитвой достиг, наконец, места назначения.
Совершая Божественные литургии, он обливался слезами — слезами покаяния, радости и любви. Покаяние его достигало высшей силы во время Пресуществления.
Как-то раз, когда он произносил отпуст девятого часа на отдание Пасхи, он был потрясен. Для всех святых Пасха — это самое волнующее время. Поэтому на отдание, когда уносят икону Воскресения, он проливал слезы, он едва не рыдал, потому что терял свое Воскресение... Его чувствительной, легкоранимой душе казалось, что Воскресший Господь удалялся, покидая их.
Во время службы он стремился, чтобы разум его ничто не отвлекало в ответственный час Литургии. Внимание и молитва — это была его жизнь.
В чтении Евангелия он превосходил лучших чтецов. "Я очень любил слушать его," — вспоминает и сегодня отец Нифонт. И это при том, что он не имел почти никакого образования.
После каждой Божественной литургии он незамедлительно затворялся в своей келье. Там молился на коленях Божией Матери или читал Евангелие, Эвергетинос и преп. Ефрема — свои излюбленные тексты. Ему всей душой хотелось на весь остаток дня сохранить небесный свет и воздействие Священного Писания.
Как-то однажды, когда они с отцом Пахомием возвращались в свои кельи, находившиеся по соседству, он повернулся и сказал ему: "Прямо сейчас я мог бы отслужить еще одну долгую всенощную... В эту ночь со мной было множество..."
"Чего? Чего?" — озадаченно спросил отец Пахомий.
"Ангелов небесных!" — отвечал ревностный священник
Отец Пахомий впервые побывал в монастыре со своим отцом в 1931 году, когда ему было пятнадцать лет, во вторую седмицу Великого Поста. Во время вечерни они были в церкви. Тогда мальчик впервые увидел отца Филарета. Он представился ему фигурой ангельской, с лицом светящимся, как луна, и совершенно отличающимся от других отцов.
Отец Онуфрий также сообщил, что однажды во время Божественной литургии он видел его воспарившим над землей на Великом Входе.