Сугубая и другие ектении, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных

Сугубая и другие ектении, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и возносит прилежное моление к Богу в сугубой ектении. Если служит священник один, то он сам говорит ектению.

Диакон: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву прилежного моления, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедро́ты Свои:

Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими΄ от Твоих раб, и помилуй нас, по множеству милости Твоея, и щедро́ты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, ча́ющия от Тебе богатыя милости.

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие́ поживем во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопа́мятных святейших патриарсех православных и созда́телех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о плодоносящих и доброде́ющих во святем и всече́стнем храме сем, тружда́ющихся, поющих и предстоя΄щих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

По требованию обстоятельств к сугубой ектении могут добавляться (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): "О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота́ их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: "Господу помолимся", хор: "Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения о усопших, при открытых царских вратах (есть обычай чтения ее с кадилом в руке у священника или диакона) [1].

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мо́лим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся о упокоении души΄ (душ) усо́пшаго (шия, ших) раба (ы΄, о́в) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Яко да Господь Бог учини΄т ду́шу (ду́ши) е́го (ея΄, их), иде́же праведнии упокоя΄ются.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает тайно или возгласно молитву: Боже духо́в и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот (жизнь) миру Твоему дарова́вый, Сам, Господи, покой ду́шу (ду́ши) усопшаго (ия, их) раба́ (ы΄, о́в) Твоего (Твоея΄, Твоих) (имена рек) в месте све́тле, в месте зла́чне, в месте поко́йне, отню΄дуже отбеже́ болезнь, печаль и воздыхание: всякое согрешение, содеянное им (е́ю, ими) словом, или΄ делом, или΄ помышлением, яко Благи΄й Человеколюбец Бог, прости΄! Яко несть человек, и΄же жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме́ греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое - истина.

Возглас: Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба́ (ы΄, о́в) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсыла́ем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению о оглашенных: Помолитеся, оглаше́ннии, Го́сподеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Ве́рнии, о оглашенных помо́лимся, да Господь помилует их.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Огласи΄т их словом истины.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Откры΄ет им Евангелие правды.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Спаси΄, поми΄луй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Оглашеннии, главы΄ ва́ша Го́сподеви приклони΄те.

Хор: Тебе, Господи.

Молитвой о оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, кто еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные преклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве о оглашенных. (Начиная с этой молитвы, текст молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого разнится.)

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя презира́яй, Иже спасение роду человеческому низпославый - Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, при΄зри на рабы Твоя΄ оглашенныя, подкло́ньшия Тебе своя΄ вы΄я, и сподо́би я во время благополучное бани пакибытия΄, оставления грехов и оде́жди нетления, соедини их Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти΄ их избранному Твоему стаду.

На литургии св. Василия Великого:

Господи Боже наш, Иже на небесе́х живы΄й и призира́яй и на вся дела Твоя, при΄зри на рабы΄ Твоя оглаше́нныя, приклоньшия своя΄ вы΄я пред Тобою и даждь им легкий яре́м, сотвори их у́ды че́стны Святыя Твоея Церкве и сподоби их бани пакибытия΄, оставления грехов и одежди нетления, в познание Тебе, истиннаго Бога нашего.

По окончании тайной молитвы священник возглашает: Да и ти΄и с нами славят пречестно́е и великоле́пое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Молитвы о оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа "Да и тии с нами..." есть указание: "Священник простира́ет антиминс", т. е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении - при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении о оглашенных - при прошении "Откры΄ет им Евангелие правды", а во время возгласа "Да и тии с нами..." священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: Ели΄цы оглашеннии, изыди΄те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите..." заканчивается вторая часть литургии - литургия оглашенных.

  1. Церковный Устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т. е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин или годин, или дней Ангела, и т. д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение", где они поминаются подряд
Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here