Великий Понедельник

Великий Понедельник

Вечерня накануне Великого Понедельника.

В Неделю Ваий вечером после 9-го часа совершается вечерня подобно тому, как и в другие Недели Великого поста. Порядок вечерни в Неделю ваий такой же, как и в предыдущие. Отличие состоит в том, что

1) Стихиры на "Господи, воззвах" полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди постной. На "Славу", а равно на "И ныне" поются песнопения из Триоди.

2) Вход после стихир на "Господи, воззвах" положен вместо великого прокимна произносится дневной "Се ныне благословите Господа" со стихом.

3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы - "Воспойте Го́сподеви песнь но́ву" и "Ви΄деша вси концы спасение Бога нашего".

4) На отпусте произносится: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог", причем святые храма и дневные не именуются.

Повечерие читается малое с трипеснцем св. Андрея Критского. Ирмосы по 2 и в заключение каждой песни - тот же ирмос, оба лика вместе. Припев к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". После ирмоса 9-й песни "Чу́жде ма́терем девствво", пропетого на катавасию и заменяющего собой песнопение "Достойно есть", - Трисвятое, кондак "Иаков рыдаше". Затем "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время" и т.д. по великопостному чину. Отпуст: "Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

Никаких указаний на порядок полунощницы в последованиях Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы в Типиконе не встречается. В особо изданной книге Служб на каждый день Страстной седмицы полунощница совсем исключена из богослужения, хотя нельзя сказать, чтобы она исключалась и Типиконом. В конце последования Среды сказано: "Ве́домо буди, яко от сего святаго дне полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в це́рквах".

Утреня. Если в храме не было полунощницы, после "Благословен Бог наш" надобно начинать с начальных молитв, то есть "Аминь", "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Царю Небесный". Трисвятое и т. д. по порядку до "Аллилуиа", поемого вместо "Бог Господь". "Аллилуиа" со стихами, поется на 8-й глас. После того не Троичны, а тропарь - "Се Жених грядет в полу́нощи, и блажен раб, егоже обрящет бдя΄ща. Недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди΄ у́бо, душе́ моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затвори΄шися. Но воспряни΄, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас", "Слава" - тот же, "И ныне" - то же. Затем - "Господи, помилуй" (трижды), "Слава, и ныне", и кафизму 4-ю, которая стихословится как и всегда. После кафизмы непосредственно, то есть без ектении - седален Триоди "Страдания честная, "Слава, и ныне" - то же. Стихословится 5-я кафизма. После нее - седален Триоди "Невидимый Судие", "Слава, и ныне" - то же. Стихословится 6-я кафизма. После нее - седален Триоди "Страстей Господних", "Слава, и ныне" - то же. Диакон - "И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелиа". Хор - "Господи, помилуй", трижды. Диакон - "Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелиа". Иерей - "Мир всем". Хор - "И ду́хови твоему". Иерей - "От Матфеа святаго Евангелиа чтение". Хор - "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Диакон - "Вонмем". Евангелие - Мф., зач. 84. Хор - "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Псалом 50-й. Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя". "Господи, помилуй" (12 раз). "Милостию и щедро́тами". "Аминь". Поется трипеснец Триоди, ирмосы по 2, тропари с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", на 12. После каждой песни на катавасию - ирмос трипеснца, оба лика вместе. По 1-й песни - ектения малая и возглас "Ты бо еси Царь мира". Кондак, глас 8-й:

"Иаков рыда́ше Иосифа лишения, и до́блий седя΄ше на колеснице, яко царь почитаемь: еги΄птяныни бо тогда сласте́м не поработав, воспрославля΄шеся от Ве́дущаго человеческая сердца и посылающаго венец нетленный".

Икос "На рыдание ныне" и синаксарий. Пред 9-й песнью "Честнейшую" не поется. После 9-й песни - малая ектения с возгласом "Яко Тя хвалят". Светилен - "Чертог Твой", "Слава" - то же, "И ныне" - то же. Хвалитные псалмы "Хвали΄те Господа с небес", "Воспойте Господеви". Со стиха "Хвалите Его на силах Его" - стихиры на "Хвалите" - Триоди на 4, "Слава, и ныне" - "Господи, Грядый к страданию". "Слава Тебе, показавшему нам свет". "Слава в вышних Богу" (читается). Ектения "Исполним утреннюю молитву" и возглас - "Яко Бог милостив". "Аминь". "Мир всем". "И духови твоему". "Главы΄ наша Господеви прикло́ним". "Тебе, Господи". Возглас - "Твое бо есть еже миловати". Стихиры на стиховне - Триоди с обычными припевами, "Слава, и ныне" - "Вторую Еву". "Благо есть" (дважды) и т. д. до конца, как в постный день. После 16 поклонов с молитвой "Господи и Владыко" и "Боже, очисти мя" - "Приидите, поклони΄мся" и 1-й час.

1-й час читается без кафизмы, но с по́стовыми тропарями, молитвой святого Ефрема Сирина и поклонами. Сравнительно с постовыми днями Святой Четыредесятницы особенность его состоит в том, что

1) по Трисвятом вместо "Преславную Божию Матерь" и "Скоро предвари" читается кондак "Иаков рыдаше".

2) на отпусте произносится "Грядый Господь на вольную страсть".

В свое время совместно отправляются часы 3, 6 и 9-й с присоединением молитвословий из последования изобразительных. На 3-м часе в обычное время читается 7-я кафизма, а на 6-м - 8-я и паримия, 9-й час - без кафизмы. Тропари, молитва Ефрема Сирина и поклоны - по великопостному уставу, но по Трисвятом на всех часах - кондак "Иаков рыдаше".

Главную особенность этих часов представляет чтение Евангелия (на 3-м часе после "Богородице, Ты еси Лоза Истинная", на 6-м часе - после прокимна, следующего за паримией, и на 9-м часе после "Иже нас ради рождейся").

Предварительно среди церкви поставляется аналой, наверху которого полагается Евангелие и при котором ставится возжженный светильник. Священник, облаченный в фелонь, кадит кругом аналоя, алтарь, всю церковь и братию*. Потом диакон возглашает - "И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия". Лик - "Господи, помилуй" (трижды). Диакон - "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия". Иерей - "Мир всем". Лик - "И духови твоему". Иерей - "От (имя евангелиста) святаго Евангелия чтение". Лик - "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Диакон - "Вонмем". Иерей читает Евангелие. Лик - "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Пред вторым чтением Евангелия, то есть пред тем, которое бывает на 6-м часе и составляет продолжение чтения из одного евангелиста (Матфея), не бывает возглашения - "И о сподобитися нам", а сразу - "Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия", и т. д. Пред 3-м чтением, то есть тем, которое бывает на 9-м часе и составляет начало чтения из другого евангелиста (Марка), снова возглашается - "И о сподобитися нам" и т. д. Этот порядок, то есть тот, чтобы - "И о сподобитися нам" возглашать только пред началом чтения каждого из четырех евангелистов, на часах соблюдается и в следующие два дня Страстной седмицы. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на часах прочитываются Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна до слов "Ныне прославися Сын Человеческий"; Евангелие Луки разделяется на 3 отдела, или чтения, прочие же на 2, всех же чтений 9.

После молитвы 9-го часа - "Блаженны" с пением и все прочее так, как и всегда в среду и пятницу Четыредесятницы читается только кондак "Иаков рыдаше" и на отпусте - "Грядый Господь на вольную страсть".

После часов и изобразительных поется вечерня в соединении с Литургиею Преждеосвященных Даров.

На вечерне полагается обычная 18-я кафизма. На "Господи, воззвах" стихиры из Триоди на 10, "Слава, и ныне" - "Вторую Еву". Вход с Евангелием. Особенность богослужения состоит в том, что после "Да исправится" полагается читать Евангелие от Матфея, зач. 98.

Повечерие - великое с поклонами и обычными тропарями, но после катавасии 9-й песни и Трисвятого - кондак Триоди "Час, душе конца, помысливши" и затем "Господи Сил, с нами буди". На повечерии трипеснец св. Андрея Критского. На отпусте пред обычным прощением - "Владыко Многомилостиве".

См. Храмовой праздник, если случится до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если и случится в Великую Пятницу, Великую Субботу или на 1-й день Пасхи, переносится на понедельник Светлой седмицы.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here