Богослужение страстной седмицы

О богослужении Страстной седмицы

Утреня

Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Это последование совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу оно должно начинаться во 2-м часу ночи, то есть по соврееменному счету в 8-м часу вечера. Иногда оно совершается и утром в Великую Пятницу.

После возгласа иерея обычное начало. Псалмы 19 и 20-й. Шестопсалмие и великая ектения. "Аллилуиа", глас 8-й, и тропарь "Егда славнии ученицы" (трижды).

Хотя Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре, у нас твердо установился обычай читать Евангелие на средине храма. Посему при начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Во время пения тропаря предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения - малая ектения. Возглас "Яко Твоя держава и Твое есть Царство". Посем "И о сподобитися нам", "Премудрость, про́сти", "Мир всем" и прочее.

Пред каждым Евангелием ударяют в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия - краткий трезвон.

После первых пяти Евангелий положены нарочитые антифоны, всего 15. Если будет затруднительно все их пропеть, то должно прочитать, повторяя каждый стих дважды, как положено. Чтение их рекомендуется совершать самому настоятелю антифонно с диаконом или псаломщиком, а при соборном служении - с сослужа́щими иереями.

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершается малое каждение, ввиду чего на этих седальнах не сидим. После того, как седален будет пропет, поется "Слава" и конец седальна, затем "И ныне" - и весь седален вторично.

1-е Евангелие - Ин., зач. 46. Возглас по ектении - "Яко подобает".

2-е Евангелие - Ин., зач. 58. Возглас - "Яко благословися и прославися".

3-е Евангелие - Мф., зач. 109. Возглас - "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем".

4-е Евангелие - Ин., зач. 59. Возглас - "Буди держава Царствия Твоего".

5-е Евангелие - Мф., зач. 111. Возглас - "Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое".

5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.

6-е Евангелие - Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии - Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас - "Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя". "Вонмем". "Премудрость". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей мета́ша жребий". Стих "Боже, Боже мой, вонми΄ Ми, вску́ю оставил Мя еси".

7-е Евангелие - Мф., зач. 113.

Псалом 50-й и 8-е Евангелие - Лк., зач. 111.

Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы - по дважды, тропари - на 12. Катавасия - тот же ирмос. По 5-й песни - ектения малая. Возглас "Ты бо еси Царь мира". Кондак, глас 8-й:

"Нас ради Распятаго прииди΄те вси воспоим, Того бо ви΄де Мария на Древе и глаго́лаше: аще и распятие терпи΄ши, Ты еси Сын и Бог Мой", и икос. "Честнейшую" не поем. По 9-й песни - малая ектения. Возглас "Яко Тя хвалят". Ексапостиларий - "Разбойника благоразумнаго". На "Слава" и на "И ныне" - тот же ексапостиларий.

9-е Евангелие - Ин., зач. 61.

"Всякое дыхание", и поются стихиры на "Хвалите".

10-е Евангелие - Мк., зач. 69.

"Тебе слава подобает" не глаголем, но сразу чтец - "Слава Тебе, показавшему нам свет", и читается вседневное славословие. Ектения "Исполним утреннюю".

11-е Евангелие - Ин., зач. 62.

Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.

12-е Евангелие - Мф., зач. 114.

После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец - "Благо есть". Трисвятое. По "Отче наш" певцы поют тропарь, глас 4-й:

"Искупи΄л ны еси от клятвы законныя Честно́ю Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробо́дся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе". Ектения "Помилуй нас, Боже", "Премудрость", "Сый благословен". "Утверди, Боже". Отпуст в отверстых царских вратах - "Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великой Пятницы и изобразительных.

В Великую Пятницу часы совершаются по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова и Богоявления.

По окончании изобразительных - отпуст "Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

См.: Литургию в Великий Пяток совершать не положено. "Подобает же и сие ведати: яко прияхом в Палестине в сей день Великаго Пятка не творити Преждеосвященную, ниже́ паки совершенную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставляем, ниже́ ядим в сей день Распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не моги΄й пребыти по́стен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца" (Тип. Последование часов Великого Пятка, "зри").

Вечерня Великой Пятницы

До начала вечерни на престоле полагается Плащаница на евангельское место, Евангелие же поставляется горе́, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов или намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не полагается. На Плащаницу полагается Евангелие (небольшого размера).

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды. "Благословен Бог наш". "Слава Тебе, Боже наш", "Царю Небесный" и прочее. На "Господи, воззвах", стихиры на 6. Вход с Евангелием. "Свете Тихий". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий". После прокимна царские врата закрываются. Чтут паримии по чину их. По окончании паримий отверзаются царские врата. "Вонмем". Прокимен, глас 6-й - "Положи΄ша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней". Апостол - Кор., зач. 125. "Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия", "Мир всем". Евангелие - Мф., зач. 110. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи". Ектения просительная. Стихиры на стиховне, глас 2-й. "Слава, и ныне", глас 5-й - "Тебе, одеющагося светом, яко ризою". Во время пения сей стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей. "Ныне отпущаеши". Трисвятое - по "Отче наш". Тропари, глас 2-й - "Благообразный Иосиф", "Слава, и ныне" - "Мироносицам жена́м".

Во время пения тропарей предстоятель подъемлет с престола Плащаницу, возлагает ее на главу и северною дверью в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом износит ее на средину храма, полагает на уготованную гробницу, и совершается троекратное каждение окрест Плащаницы. По тропаре "Премудрость" и прочее. Отпуст - "Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует".

Повечерие малое

На нем умилительный канон о Распятии Господнем и плач Пресвятой Богородицы. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон рекомендуется читать самому настоятелю пред Плащаницей. После каждой песни катавасия, тот же ирмос. По 6-й песни - кондак и икос. По "Отче наш" - кондак "Нас ради Распятаго" и прочее малого повечерия. Отпуст малый обычный: "Христос, Истинный Бог".

По отпусте повечерия совершается поклонение и целование святой Плащаницы. Во время целования Плащаницы принято петь "Прииди΄те, ублажи΄м Иосифа приснопамятного".

Священникам, стоящим у Плащаницы во время ее целования, не следует благословлять прикладывающихся.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here