Каноны Православной Церкви: правило Карфагенского Собора (Часть 3)

Каноны Православной Церкви: правило Карфагенского Собора (Часть 3)

О том, что ничто из постановленного на Иппонском Соборе не требует исправления.

Епигоний епископ сказал: в сем сокращении, извлеченном из Деяний Иппонского Собора, ничего не признаю требующим исправления или дополнения, разве только, чтобы день святой Пасхи предвозвещаем был во время Собора.

Сие правило есть местное, но принадлежит к общему церковному законоположению, потому что служит свидетельством власти большего Собора исправлять определения меньшего.

Постановление Иппонского Собора 393 г. говорило о том, что все областные Церкви должны заботиться о получении от Карфагенской Церкви уведомления о времени празднования Пасхи. Собор, о котором здесь речь, обычно бывал в августе. Т. о. оповещение о времени Пасхи могло быть всюду получено своевременно.

Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходить на свою волю чрез отделение их от себя, если не совершенно полагаются на их нравы и возраст, дабы впоследствии грехи их не пали на самих родителей.

В соответствие с римским гражданским правом, предоставление самостоятельности детям совершалось законным актом надлежащего суда. Правило предлагает клирикам не торопиться с этим актом, пока они не будут убеждены, что дети их достаточно зрелы. Ответственность родителей за взрослых детей только духовная, в суде Божием, ибо никто кроме Сердцеведца не может знать, насколько родители сделали все от них зависящее для правильного воспитания своих детей. Ср. IV Всел. 14; Гангр. 15.

Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами.

В святилище да не приносится ничто, кроме Тела и Крови Господних, как и Сам Господь передал, то есть кроме хлеба и вина, водою растворенного. Начатки же или мед, или молоко по обычаю, да приносятся в один известный день как таинственное знамение младенцев. Хотя же сии вещи и приносятся к Алтарю, впрочем, да имеют собственно свое благословение, отделяясь от святыни Тела и Крови Господних. Начатки же да не приносятся ни от чего, кроме винограда и пшеницы.

Часть сего правила о млеке и меде исправил VI Вселенский Собор своим правилом 57. "Един известный день", указанный в правиле, это день Воскресения Христова, когда преимущественно совершалось крещение новообращенных. Только что возродившимся во Христе, как младенцам, давали освященный мед и молоко, которые при освящении их полагали на престол вместе со Святыми Тайнами и потом давали новокрещенным вместо Причастия. Настоящее правило отменяет этот обычай и указывает мед и молоко освящать хотя и в алтаре, но отдельно. 57 пр. VI Всел. Собора воспретило и это.

Клирики или воздержники ко вдовам или к девам да не входят, разве с разрешения и согласия епископа своего или пресвитеров; но и в сем случае да входят не одни, а с другими клириками или с теми, с которыми епископ или одни пресвитеры имеют вход к таковым женам; или же да беседуют с ними там, где присутствуют клирики или некие почтенные христиане.

"Воздержники", упомянутые в правиле, — это монахи. Вдовы — вдовицы, находящиеся на попечении Церкви. О делах — см. VI Всел. 4 с пояснением.

Епископ первого престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником, или чем-либо подобным, но только епископом первого престола.

Правило издано для борьбы с пышными титулами глав первенствующих кафедр, т.е. митрополий, которых в Карфагенской Церкви было несколько. При этом надо иметь в виду, что как пишет Болотов, Христианство в Африке распространилось рано и выработало здесь своеобразный церковный строй в такой форме, в какой он более нигде не встречается. Первоиерархом Африки был Епископ Карфагенский — глава Церкви по самой кафедре. В провинции во главе епископов стоял сенекс (senek) старший по хиротонии епископ; перемещений с одной кафедры на другую не допускалось. Каждый епископ в Африке знал, что кафедра сама по себе ничего не значит; все зависело от возраста епископа. (Лекции по Истории Древней Церкви, 3, стр. 267). Т.о., церковный центр провинции передвигался в зависимости от кафедры старшего по хиротонии епископа.

Клирики, ради ястия и пития, да не входят в корчемницы, разве быв понуждены необходимостью питания на пути.

Ср. Ап. 54 с пояснениями; VI Всел. 9; VII Всел. 22; Лаод. 24.

Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими.

Что и Литургия Великого Четвертка, хотя позже обеденного времени, но также не евшими должна быть совершаема, сие сказуется сего же Собора в правиле 58, и шестого Вселенского Собора в правиле 29.

Правило упоминает о местном обычае Карфагенской Церкви, по которому однажды в году, в Вел. Четверг, таинство евхаристии совершалось после принятия пищи в память того, что Спаситель установил это таинство после вечери (Лук. 22:20; 1 Кор. 11:25). Во все остальные дни года в Карфагенской Церкви, как и во всех других Церквях, к евхаристии приступали до вкушения пищи. 29 пр. VI Всел. Собора, замечая, что Карфагенские отцы, "может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение", запретило это нарушение поста в Вел. Четверг. Правило оговаривает, что если литургия вечером, то совершающие ее священники, все-таки, должны делать это натощак. Ср. Карф. 58.

Епископы или клирики в церкви да не пиршествуют, разве случится по нужде странствования в ней отдохновение иметь. И мирянам, насколько можно, да возбраняются таковые пиршества.

Настоящее правило было принято по предложению бл. Августина на Иппонском Соборе 393 г. в связи с местными злоупотреблениями. Ср. VI Всел. 74; Лаод. 28.

Кающимся — время покаяния по различию грехов да назначается судом епископов; пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время неотложной нужды, в отсутствие епископа. На всякого же кающегося, если преступление его было явное и гласное, смущающее всю Церковь, да возлагаема будет рука в притворе храма.

Применение настоящего правила возможно в тех случаях, когда за какой-либо явный для всех грех, смущающий всю Церковь, епитимья налагается не духовником, а епископом.

Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа или в отсутствие его, пресвитера да будут поручаемы честнейшим женам, или живя вместе, да хранят взаимно друг друга, дабы скитаясь повсюду, не повредили доброй славе Церкви.

Ср. I Всел. 19; IV Всел. 16; VI Всел. 4; Карф. 6 и 140; Василия Вел. 18.

Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью.

Ср. VII Всел. 8; Неокес. 12; Лаод. 47.

Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения.

Ср. Ап. 71; VI Всел. 24 и 51; Лаод. 54; Карф. 18.

Позволяется и впредь читать о страданиях мучеников в дни, когда совершается ежегодная память их.

Этим правилом дополняется Карф. пр. 33. Кроме указанных в том правиле книг, разрешается в дни, когда совершается память мучеников, читать их житие. 63 пр. VI Всел. Собора запрещает чтение ложных повестей о мучениках, но не запрещает чтение подлинных житий.

О донатистах и о детях, крещенных донатистами. Заблагорассудили мы, да вопросим братию и сослужителей наших, Сирикия и Симпликиана, о младенцах только крещенных донатистами, дабы то, что соделано над ними, не по их произволению, а по заблуждению родителей, не препятствовало производству их в служение святого Алтаря, когда обратятся к Церкви Божией с спасительным расположением.

Донатисты были очень ревностными раскольниками, вызывавшими много смуты в Карфагенской Церкви. Названы они так по имени епископа Доната, который первоначально возглавил этот раскол. Начался он в 312 г., когда комиссия под председательством Доната осудила уже умершего епископа Карфагенского Менсурия, который во время гонений, чтобы избавиться от мучений, выдал гонителям вместо Библии какие-то еретические книги. Осуждая всех тех, кто менее фанатически осуждал так или иначе поколебавшихся во врем гонений, они восстали против почтенного и ученого епископа Карфагенского Цецилиана. Всех тех, кто не разделял их неумеренной ревности осуждения, донатисты признавали еретиками. Они считали, что вне их общества всюду повреждены Святые Таинства и подвергали крещению присоединившихся к ним православных. Скоро в их среде возникли расхождения, и они разделились на много сект. Православные епископы, начиная с бл. Августина, старались воздействовать на них милостивым снисхождением. Много правил Карфагенского Собора относятся к проблемам, возникавшим в Церкви в связи с расколом донатистов.

Онорат и Урван, епископы из страны Мавритании Ситифенской, сказали: мы слышали о Никейском исследовании веры, о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не евшими достойно совершается; и тогда утверждено сие.

См. объяснение к Карф. 50.

По данному нам поручению предлагаем и сие, определенное на Соборе, бывшем в Капуе, что непозволительно быть перекрещиванию или перепоставлению, или перехождению епископов на иной престол. Кресконий, епископ Рекенского села, презрев народ своей паствы, вторгнулся в церковь Векенскую, и даже доныне, многажды быв увещеваем по правилам, не восхотел оставить сию церковь, в которую вторгся. О сем возвещенное выше мы слышали, как достоверное, и по заповеданному нам, просим вашего благоволения преподать нам разрешение, да будет позволено нам по требованию необходимости, для укрощения его, приступить к начальнику страны, по повелениям славнейших царей, дабы не восхотевший покориться кроткому увещанию вашей святыни и исправить нетерпимое немедленно остановлен был властью правительства.

Аврилий епископ сказал: по соблюдению установленного обряда, таковой да не признается принадлежащим Собору, если, кротко прошен быв вашею любовью. отречется оставить место, им восхищенное; потому что своим непослушанием и непокоривостью подпал светской власти. Онорат и Урван — епископы сказали: угодно ли сие всем? Все епископы отвечали: справедливо, угодно.

Правило упоминает епископа Крескония, который захватил чужую епархию и не повиновался Собору. Собор повторил постановление Ап. 47 о воспрещении повторять правильно совершенное православное крещение. Ап. 68 о неповторимости православного рукоположения и, наконец Ап. 14, воспрещающее епископу оставлять свою кафедру и захватывать чужую епархию. Правило разрешает церковной власти обращаться к гражданской власти для обуздания непокорных. Ср. Антиох. 5 и Двукр. 9.

Да соблюдается древний чин: менее трех епископов, как определено в правилах, да не признаются достаточными для поставления епископа.

Ср. Ап. 1 с объяснением.

Подобает определить и сие: если когда приступим к избранию епископа и возникнет некое прекословие, поскольку были у нас в рассмотрении таковые случаи, то дерзновенно будет трем только собраться для оправдания имеющего рукоположиться, но к выше-реченному числу да присоединится один или два епископа; и при народе, к которому избираемый должен быть поставлен, во-первых, да будет исследование о лицах прекословящих, потом да присовокупится к исследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицом народа, тогда уже да рукоположится. Все епископы сказали: совершенно согласны.

В то время, когда допускалось участие народа в выборе епископа, настоящее правило имело большое значение, указывая как поступать, когда та или иная кандидатура встречает возражения. VII Всел. 3 избрание епископов поручает не народным собраниям, а епископам, а Лаод. 5 и 13 запрещает участие в нем сборищу народа. В настоящее время остается в силе указание правил, что надо исследовать лиц "прекословящих", т.е. выступающих обвинителями против кандидатов священства и, тем более лиц, обвиняющих уже принадлежащих к клиру и епископату. Ср. А. 75; II Всел. 6; Карф. 146.

Поскольку памятуем, что давно уже признали мы должным каждый год собираться ради совещаний, то, когда соберемся воедино, тогда день Пасхи да возвещается чрез местоблюстителей, обретающихся на Соборе.

См. пояснение к Карф. 43.

Онорат и Урван — епископы сказали: словесно поручено также нам просить, чтобы, по определению Иппонийского Собора, в соответствие с которым, подобает во время Собора каждой области посещаемой быть, по порядку посещаема была и Мавритания, что вы отлагали от года до года. Аврилий епископ сказал: тогда о Мавританской стране мы не определили ничего, поскольку она лежит на краю Африки и сопредельна варварской земле. Да дарует же Бог, да возможем, и не обещав, по преизбытку сотворить сие и прибыть в страну вашу.

Не совсем ясно, кого имеет в виду правило, как долженствующего посетить "каждую область". Обширность африканской Церкви едва ли делала возможным при тогдашних средствах передвижения посещение ежегодно всех областей епископом Карфагенским. Джонсон полагает, что для этого он мог пользоваться делегированием других епископов. (The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church, стр. 467). Епископ Никодим основывает на этом правиле и требование посещения епископом по возможности всех приходов своей епархии (Православно Церковно Право, Изд. 3, Београд, 1926, стр. 400-401).

Епигоний епископ сказал: на многих Соборах священным сословием определено, чтобы народ, в приходах от епископов зависящий и никогда не имевший особого епископа, не иначе получал своих правителей, то есть епископов, как по согласию епископа, которому подчинен сначала. Ибо некие, вступя в насильственное обладание некоторым местом, отвращаются общения с братиею; когда же бывают за сие осуждаемы, то как бы по некоемому старому праву преобладания удерживают за собою владычество. Многие же из пресвитеров, надменные и безумные, проявляют непокорность против собственных епископов, пиршествами и злонамеренными советами возбуждая народ к тому, чтобы тот, по бесчинной дружбе, их самих поставил правителями. Твоему, вернейший брате Аврилие, благоразумию мы обязаны тем нарочито вожделенным последствием, что таковые покушения ты многократно останавливал. Вопреки злонамеренным умышлениям, худым советам и соглашениям таковых людей, предлагаю сие: что не подобает особого начальника принимать людям, которые в так именуемом пределе подлежат древнему епископу и никогда особого епископа не имели. Сего ради, если всему святейшему Собору угодно предлагаемое мною, то да утвердится. Аврилий епископ сказал: изложению брата и соепископа нашего не прекословлю, но исповедую, что сие и творил, и творить буду, то есть у единомыс-ленных не только с Карфагенскою Церковью, но и со всем священным сословием. Ибо суть весьма многие, соумышляющие со своею толпою, которую они, как сказано, вводят в заблуждение, льстя ее слуху и ласкательством привлекая к себе людей зазорного жития; паче же напыщаясь и отдаляясь от сего нашего сословия, они, опираясь на свою толпу, многократно быв приглашены прийти на Собор, отрекаются, боясь, да не обнаружатся их нелепости. Того ради, если угодно, предлагаю: должно нам всяким образом подвизаться против них, да не остаются в их власти не только таковые насильственно захваченные ими округа, но и собственные церкви, неправильно под власть их перешедшие, да со властью изгоняются они открыто, и самый престол первенствующих епископов да отвергает их. Ибо справедливость требует, чтобы прилепляющиеся ко всем братиям и ко всему Собору не только удерживали за собою свой престол, но еще получали во власть таковые спорные округи; напротив же того, чтобы мнящиеся быть довольными своею толпою народа и братскую любовь пренебрегающие не только лишаемы были захваченных ими округов, но еще, как речено мною, и собственные их места у них, как у мятежников, были отъемлемы властью светских начальников. Онорат и Урван — епископы сказали: величайшее промышление вашей святыни в умы всех водрузилось; и мним, что подобает ответом всех утвердить предложение ваше. Все епископы сказали: согласны, согласны.

Правило имеет в виду препятствие открытию новых епархий, когда того добиваются без настоящей нужды вследствие интриг (ср. Лаод. 57 и Сард. 6).

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here