Потребление Святых Даров
По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит северными дверьми в алтарь, подходит к престолу и, преклонив главу, внемлет этой молитве.
На литургии св. Иоанна Златоуста:
Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, испо́лнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца́ наша всегда, ныне и присно, и во веки веков.
На литургии св. Василия Великого:
Исполнися и совершися, ели΄ко по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство: имеем бо смерти Твоея память, ви΄дехом Воскресения Твоего образ, напо́лнихомся безконечныя Твоея жизни, наслади΄хомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и в будущем ве́це всем нам сподобитися благоволи΄, благодатию Безначальнаго Твоего Отца, и Святаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Этой молитвой священник исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил всё, что возвещено в Законе и пророках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таинство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их и в будущем веке насыщаться Его бессмертной трапезы.
По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.
Если священник служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.
Для потребления Святых Даров берется плат, один конец которого углом влагается за верхний край фелони или стихаря, другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благоговением потребляет из Чащи ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он испивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем - лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).
Священник, благословив диакона на потребление Святых Даров, раздает анти΄дор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо "Слава Тебе, Христе Боже..." священник и диакон поют "Христос воскресе..." (дважды полностью, а в третий раз - половину тропаря, до слов: "и сущим во гробех"), а хор заканчивает: "и сущим во гробех живот даровав".
б) От Антипасхи до Отдания Пасхи священник произносит: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе", а хор поет: "Христос воскресе..." (трижды).