Эсхатологические ожидания усиливались по мере приближения к круглым датам (1000 г., 1300 г.. 1500 г., и т. д.). Тема личной смерти и загробного мздовоздаяния доминировала как в проповеди, так и в искусстве. Умиранию придавалось большее значение, чем нежели обживанию. Тема грядущего Страшного Суда наполняла сознание. Но перед иконографическим ужасным зраком бесов верующие менее воздыхали, чем перед ликом Спасителя. Чертей опасались. А волю Господа боялись нарушить, боялись - потому что любили.
В подобной ситуации не могло быть и речи об открытых сатанистских обрядах и организациях. Вообще средние века формулируют представления о дьяволе как о мстительной, могущественной и злобной, но в конечном итоге терпящей неизменное поражение личности.
Тем не менее о вольном соприкосновении человека с миром "темнозрачных духов" можно говорить и применительно к данному времени. Во-первых, в древнерусской литературе встречается много упоминаний о магической практике, как специфически, так и не специфически антихристианского свойства.
На Западе значительную подпитку эта обрядность (магическая) получила в период Крестовых походов, когда находящиеся в составе воинства рыцари смогли ознакомиться с разнообразными восточными оккультными практиками. Характерен пример Великого Ордена тамплиеров, сконцентрировавшего в своих руках значительное богатство и даже посягнувшего на долю королевской власти во Франции. Этот орден был уничтожен королём Филиппом IV Красивым в первой половине XIV века. Во время сожжения на костре Магистр Ордена успел произнести ряд заклинаний и проклятий, носящих, предположительно, сатанинский характер. Другой формой "средневекового сатанизма" является колдовство, имевшее повсеместное распространение. К профессиональным ведьмам обращались за содействием в уничтожении противников (широко известное в том числе по художественной литературе прокалывание восковых фигурок врага с чтением соответствующих обращений), за любовным зельем, за помощью при неурожае, - словом, при любом случае. Наибольший размах "черная" магия получила в это время в Западной Европе, что нашло отражение в огромном количестве судебных дел и осужденных по так называемым "ведовским процессам" (несколько сот тысяч человек за период XIII-XVIII вв.). При очень высоком проценте ошибочных приговоров (Жанна Д'Арк и т.п.) многие дела не оставляют сомнения в близком знакомстве осужденных с потайными магическими практиками. Характерно, что средневековая Русь практически не столкнулась с ведовскими процессами, и массовых сожжений колдунов не было, за исключением краткого периода третьей четверти XV века. Вместе с тем, профессиональное владение сатанинскими обрядами существовало в этот время и в нашей стране. Так, сохранилась "расспросная речь" некоего заклинателя, сожженного за то, что он посыпал колдовским зельем след кареты Михаила Федоровича Романова вскоре после венчания последнего на царство.
Еще одной сферой знакомства средневекового человека с миром демонов были широко описанные в литературных памятниках случаи одержимости. Они, как правило, воспринимались как непосредственное плотское соитие человека и бесов. Отсюда - полная убежденность в наличии инкуб и суккуб, а также постоянные попытки уберечься от контакта с ними. Один из подобных случаев описан в русской "Повести о бесноватой жене Соломонии" XVII века. Вкратце сюжет повести сводится к следующему: "И внезапу виде она Соломоние демона, пришедша к ней зверским образом, мохната, имяше у себя и ногти, и оскверни ея блудом. И паки отношаху, и помятаху ея, овогда на лесу, овогда же на поле. Расковаша ея по стене за руци и за нози и начаша копием колоти и рожны сбодати, и ногти драти все тело ея. И паки вопрощаху ея: "Веруеши ли в нас и во отца нашего сатану?" Она же ничтоже им отвеща." Повесть дает одно из наиболее впечатляющих описаний внешнего вида приходивших к Соломонии бесов: "А видением они окаянии бяху черны и сини и изуверы и страшны". Здесь же подчеркивается исключительное значение Церкви в борьбе с обстоянием: Соломония обретает исцеление только после причастия Св. Тайн. Бес, живший в ней, вполне осознает силу Таинства и покидает деву со словами "Созже меня, созже." Автор повести прибавляет: "Позна бо он окаянный свою погибель."
XVII век ставит поклонение и почитание сатаны на качественно иной уровень. Впервые в европейской истории служение дьяволу приобретает организованный характер, возникает особый культ, появляются жрецы Велиара. Начало XVII века ознаменовано гибелью в тюрьме (1614 г.) венгерской графини Э.Батори, совершавшей человеческие жертвоприношения и уличенной в каннибализме. Во второй половине XVII века во Франции возникают глубоко законспирированные группы дьяволопоклонников из высшего дворянства, которые начинают отправлять "черные мессы". "Черная месса" - это уродливое травестирование христианского богослужения, "богослужение наоборот", совершаемое, как правило, отлученными от Церкви священниками. Атрибутами этой кощунственной "службы" являются перевернутый крест, черные балахоны с колпаками, чаша с мочой и кровью проституток, кубок серебряного цвета, гонг, искусственный фаллос, пентаграмма, черные свечи (из жира некрещеных младенцев). "Алтарем" выступают обнаженные молодые женщины. Во время "черной мессы" произносились заклинания, прямо противоположные христианским гимнам. Так, антиподом молитвы "Отче наш" является текст "Domini satanas". При Людовике XIV было уже около 60 жрецов, регулярно проводивших "черные мессы". Одно из описаний "черной мессы" гласит, что во время ее проведения на грудь женщины положили салфетку с крестом, а на живот поставили чашу. Затем было совершено жертвоприношение младенца, кровью которого была наполнена чаша. Тело младенца сожгли для приготовления магического праха, а кровью "причастились". Таким образом, возникли все предпосылки к полному идеологическому оформлению сатанизма в антихристианский агрессивный культ.
Создание организационной структуры сатанистских сект и составление программных документов сатанистов произошло в США и Англии на рубеже XIX-XX веков. Оно связано с именами Алистера Кроули (1875-1947) и Энтони Лавея (1930-1997).
А. Кроули родился, по-видимому, в семье потомственных черных сатанистов. Уже в детстве он с легкостью отрывал головы голубям и пил их кровь. В это же время, в отрочестве, ему приходит мысль, что именно ему предстоит взять на себя миссию уничтожения христианства и стать Зверем Апокалипсиса. Выпускник Кембриджа Кроули участвовал в ряде мистических орденов ("Орден рубиновой розы и золотого креста", "Серебряная звезда", "Орден восточного храма"). В последнем он тесно общался с будущими крупными чинами СС. Кроули совершил ряд экспедиций, в частности, в Гималаи и в Египет. На основании знакомства с местными модификациями оккультизма Кроули сформулировал основные принципы своего учения, получившего название Thelema. Это учение изложено в таких книгах, как "Книга закона", "Теория и практика магии", "Книга Тота". Главной мыслью Кроули является право человека на вседозволенность. Он пишет: "Каждый человек вправе осуществить свою волю без опасения, что она может войти в противоречие с волей других людей, поскольку, если он находится на своем месте, другие не должны переходить ему дорогу". При этом, по мнению Кроули, в мире действуют законы кармических превращений и перевоплощения. Он считал, что "сатана - не враг человечества, а жизнь, свет и любовь". Произведения этого английского мистика, симпатизировавшего Гитлеру, легли в основу многих сатанинских культов, включая самую крупную организацию - Церковь сатаны. С точки зрения оккультной технологии Кроули внес в сатанизм такое "новшество", как широкое использование в колдовских ритуалах наркотиков (гашиша, опиума, кактуса пейотль, настоя мухоморов). Также он активно практиковал среди адептов своего учения сексуальные оргии, именуемые им "мистериями Исиды и Адониса." Кроули полагал, что сатана наделяет своего жреца абсолютной властью, и задача служителей дьявола состоит лишь в неукоснительном следовании магическим предписаниям. Те же, кто допускает ошибки и искажения в обрядах, подлежат уничтожению. Данную идею Кроули проводил и на практике, убив во время "черной мессы" ошибшегося ассистента. Идея человеческого жертвоприношения активно поддерживается Кроули. Жертву, по его мнению, лучше всего выбирать из тех, кто обладает наибольшей чистой силой. В этом смысле более всего подходят младенцы мужского пола, ибо при их заклании в жертву сатане приносится наибольшее количество духовной энергии. Лишь при невозможности человеческого жертвоприношения Кроули соглашался на замену его жертвоприношением теплокровных животных.
Основные "труды", излагающие теорию сатанизма, принадлежат перу американца Энтони Лавея. Карьера Лавея крайне причудлива. Он был и дрессировщиком, и сотрудником полиции Сан-Франциско, и музыкантом. Умер же он "верховным служителем" и основателем "церкви сатаны", возникшей в 1966 году. Основными книгами Лавея являются "Сатанинская библия", "Сатанинские ритуалы", "Блокнот дьявола", "Сатанинская ведьма". Ниже мы остановимся более подробно на обзоре основных положений этих "работ". Бросается в глаза, что композиционно основные принципы сатанинского учения по Лавею совершенно сознательно изложены как своего рода "антизаповеди". Так, во второй главе автор утверждает, что "как не стучите в дверь, - не отворится вам, поэтому выбивайте дверь сами", а третья гласит: "ненавидеть врага своего всем сердцем, и если кто-нибудь ударит тебя по щеке - дай ему как следует по другой; кто подставит другую щеку - тот трусливая собака". Сатана, считает Лавей, является концентрацией всех темных сторон человеческой натуры. "В каждом из них сидит Сатана и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанинское начало, заключенное в людях, - главное и наиболее могущественное. Им нужно гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний", - утверждает в интервью журналисту М.Стуруа основатель нового культа. "Загробной жизни не существует, по крайней мере райской", - констатирует он, - " поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями". Так, десяти заповедям Библии противопоставлены "одиннадцать сатанинских правил на земле", Заповедям Блаженства - девять "сатанинских положений", семи смертным грехам - девять "сатанинских грехов", христианским добродетелям - "сатанинские программы" и т.д. Очевидно, что построения Лавея прямо нацелены на попытку опровержения Заповедей Божиих и сами по себе лишены всякого смысла. Духовная пустота и безнадежность сатанизма обнаруживается здесь с наибольшей силой. Обманываясь и обманывая других своим ложным учением, искажая и коверкая истины священного Писания, сатанисты вредят себе и губят себя, все дальше и дальше прокладывая дорогу в ад и вечную погибель, тем более, что существование райской жизни они не признают. Им чужды те трения и борьба за право называться религией истинного Бога, которые так присущи сектам и лжеучениям всего мира, они поклоняются дьяволу. Лавей так формулирует основные положения, подчеркивающие достоинства сатаны:
- сатана представляет снисхождение вместо умеренности;
- сатана предлагает реальное существование вместо духовных несбыточных мечтаний;
- сатана предлагает безграничную мудрость вместо лицемерного самообмана;
- сатана предлагает доброе отношение к тем, кто этого заслуживает, вместо любви к врагам;
- сатана предлагает месть вместо прощения;
- сатана предлагает ответственность к ответственным вместо обеспокоенности за психических вампиров;
- сатана представляет человека как одного из животных, иногда лучше, чем остальные, а в основном хуже четвероногих, который благодаря своему "божественному, духовному и интеллектуальному развитию" стал злейшим из всех животных;
- сатана разрешает все так называемые грехи, которые ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению,
- сатана является лучшим другом Церкви, поскольку за все годы ее существования он не дает ей пребывать в бездействии".
Как видим, постулаты "сатанинской библии" носят весьма примитивный характер и базируются на плоском понимании идей Ницше времен его работы "Так говорил Заратустра". Пункты же 3, 4, 5 и 7 есть буквальные антиподы соответствующих Божиих Заповедей. Несколько более изощрен тезис о взаимосуществовании Церкви и сатаны. В чем-то он напоминает средневековую ересь богомилов, считавших, что дьявол есть "сотворец" Господу при создании земли. Христианское же учение не оставляет от этой лукавой мысли камня на камне: отпадший ангел, денница несравненно ниже Господа, являясь лишь частью бесплотных сил. Бог лишь попускает ему совершать те или иные деяния, но не может идти и речи о равенстве Творца всех и одного из элементов творения. Противником сатаны является на его уровне бытия Архангел Михаил, и этим фактом тезис Лавея посрамлен.
В своих наставлениях Лавей указывает, как надлежит вести себя сатанистам на земле. Таких правил одиннадцать:
- не высказывай своего мнения и не давай совета до тех пор, пока тебя не спросили;
- не делись своими неприятностями с другими, если не уверен, что тебя хотят выслушать;
- находясь в чужом доме, оказывай всяческое уважение хозяину, если это невозможно, то не входи в этот дом;
- если гость в твоем доме раздражает тебя, ты должен поступить с ним жестоко и без всякой милости;
- не предпринимай сексуальных действий, пока не получишь разрешающего сигнала;
- не бери ничего, что не принадлежит тебе, если только это не будет ноша другого человека, и он взывает о помощи в несении ее;
- признавай силу магии, если ты использовал ее с успехом, если ты отрицаешь силу магии после использования ее с успехом, ты потеряешь все, что получил;
- не жалуйся ни о чем, что впрямую не касается тебя;
- не обижай маленьких детей;
- не убивай нечеловекообразных животных, кроме случаев, когда они нападают на тебя, или ты нуждаешься в пище;
- гуляя по открытой местности, не беспокой никого; если кто-то беспокоит тебя, попроси его прекратить, если он не останавливается, уничтожь его".
В этом тексте мы сталкиваемся с мимикрией дьявольщины, попыткой протащить сатанинскую идеологию под ретушированно благообразным видом психологических наставлений. Лавей в значительной мере уловил настроение современного ему американского общества, и ему оставалось лишь добавить и усилить момент оккультных инфернальных практик. Сам Лавей подчеркнул: "Мы проповедуем то, что стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами." В самих США реакция на появление Церкви Сатаны была сдержанной. В частности, за пять лет существования культа на американских телеэкранах появилось всего два фильма, критикующих религиозное объединение. С другой стороны, движение сатанистов нашло явную поддержку в молодежной и творческой среде. В 80-е гг. Лавей предпринял попытку от лица всех сатанинских сект отмежеваться от "похищения людей, наркобизнеса, насилия детей, жертвоприношений животных и детей." Делается это с тем, чтобы придать сатанинским культам и организациям более респектабельный вид и привлечь новых адептов. Но новые скандалы мешали Лавею обмануть общественное мнение. Так в 1972 году секта Чарлза Мэнсона - руководителя "ковена" (подразделение Церкви Сатаны из 13 человек), на даче кинорежиссера Романа Полански убили актрису Шарон Тейт и ее друзей. Полиция установила, что это преступление носило ритуальный характер, так как на стенах здания были оставлены культовые рисунки, в частности, перевернутые христианские кресты и пентаграммы (пятиконечные звезды).
Но сатанистов не останавливали подобные трагедий, они имели "более великую цель у себя перед глазами". Они мечтали и мечтают обратить в свою веру весь мир. Следует сказать, что эта охота за человеческими душами не была неудачной. Количество поклонников врага рода человеческого насчитывает сейчас миллионы. В одних только США по меньшей мере 3 миллиона человек относят себя к дьяволопоклонникам. Существуют общемировые сатанистские секты, такие, как "Зеленый орден", "Церковь сатаны", "Международное общество друидов" (около 5 миллионов человек), "Храм Сета" и др.
Наиболее отвратительных своих проявлений сатанизм достиг в наши дни. Формы исповедания веры в дьявола становятся все более и более кровавыми, агрессивными, бесчеловечными. Затухшая было практика ритуальных убийств возродилась с небывалой прежде силой.
Самым почитаемым знаком сатанизма в мире остается изображение пятиконечной звезды заключенной в круг. Каждая точка, такой звезды символизирует власть дьявола обращенную на разные части света. Многие страны используют в своей геральдике эту звезду. Этот символ используется и для вызывания злых духов. В последнем случае пятиконечная звезда изображает оккультные силы человека-сатаниста над воздушным пространством и земным.
Сжатый кулак, в виде рогов с выставленными вперед, мизинцем и указательным, пальцами означает принадлежность к "тяжелому року", одному из подразделений оккультного сатанизма. Многие современные рок группы своим творчеством, пытаются приблизить приход антихриста. В музыке даже появилось такое понятие как "мода на люцифера", включая известную группу "Роллинг Стонз", выпустившую песню "Симпатия к дьяволу". Кроме того, неформальным лидером американской Церкви Сатаны стал популярный на Западе певец Джин Мэнефилд.
В нашей стране первые малочисленные дьявольские секты появились в 70-е гг. в Москве, Ленинграде и Одессе. Наиболее крупными сатанистскими организациями России являются разветвленные и тщательно камуфлирующиеся секты "Южный крест" ("Московская церковь сатаны"), "Черный ангел", "Черное братство", "Крысятницы", "Синий лотос", центр "Юнивер" и ряд других. Большинство сатанинских сект теснейшим образом связано с организованными преступными группировками и источниками финансирования имеют торговлю наркотиками, оружием, донорскими органами, а также взносы адептов. Во главе некоторых сект стоят многоопытные специалисты-психиатры, владеющие мощными методами воздействия на сознание (например, глава "Черного братства" Черная графиня).
Содержание деятельности указанных сект состоит в исполнении дьявольских обрядов (обязательно служится "черная месса" в Вальпургиеву ночь, в Хеллоуин, в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия, в ночь на каждое полнолуние). Многие секты активно занимаются прозелитизмом. В сферу собственно ритуальной деятельности входят и самые отвратительные обряды человеческих жертвоприношений. Среди последних можно назвать ритуальные убийства 1993-1994 гг. в Оптиной пустыни священнослужителей и паломников, убийство в 1989 г. пятерых девочек. На счету сатанистов осквернение Минского кафедрального Собора в 1996 г., осквернение кладбища в Казахстане в 1996 г., изнасилование детей во время сатанинских оргий, похищения людей, издевательства над животными.
Таким образом, мы видим, что на протяжении последних десяти веков истории сатанизм организационно и идеологически институировался и усилился, вовлекая в свою орбиту все новые и новые жертвы. Это полностью отвечает предостережению Апокалипсиса о времени антихриста. Сатанизм становится изощреннее, модернизируется, пытаясь даже отвечать религиозным потребностям людей. Церковь Христова в этой ситуации стоит перед лицом еще одного вызова, бросаемого ей "вратами адовыми". Ее историческая победа находится в природе самого мироздания, ибо "какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор. 6, 14-15).
Создается новый тип бесовского сознания, терминологии (бесовского сленга), менталитета. Мы теперь, можем наблюдать рождение новой культуры, "культуры с черного хода". Грядет религия "Нового Мира", которая жаждет уничтожить мир "старых ценностей" (как теперь называют осколки христианской европейской цивилизаций). Сатана жаждет править свой бал в объединяемой Европе, в Новом и Старом свете, он хочет погладить всю планету, наполнив ее не только своим содержанием ("новым мышлением"), но и объять своим присутствием (секуляризацией).