Обряды в Православной Церкви

Обряды в Православной Церкви

В Православной Церкви есть много священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с таинствами, например, окропление водою слабого новорожденного младенца при его крещении и окропление водою на молитве, помазание при таинстве Елеосвящения и помазание елеем на всенощном бдении, возложение руки епископа на поставляемого во пресвитера или диакона и на посвящаемого во чтеца и иподиакона. Есть и другие священнодействия, не сходные с таинствами, но сопровождающиеся определенными внешними знаками их совершения. Эти священнодействия называются обрядами.

Между таинствами и обрядами существует глубокое и существенное различие:

Таинства все установлены Основателем Церкви Господом Иисусом Христом. Нет и не может быть таинств, которые были бы установлены кем-либо иным, кроме Христа, так как только один Бог мог указать и даровать человеку средства, через которые могла бы нисходить на человека благодать Божия. Таким образом, необходимый признак, таинства - это установление их Иисусом Христом. Но этого нельзя сказать об обрядах. Правда, начало некоторых из них восходит ко временам апостольским и тем обязательнее содержание обряда для верующих, чем дальше в церковную древность идет его установление. Но многие из обрядов не только не были установлены Христом или даже апостолами, и вошли в употребление в послеапостольское время.

Таинств семь. Церковь не может ни увеличивать, ни уменьшать их число, оно неизменно на все время существования Церкви на земле. Обрядов же много и число их изменилось и может изменяться в будущем. Сообразно с нуждами и потребностями Церковь может вводить в церковное употребление и действительно вводила новые обряды, неизвестные ранее, например, обряд пострижения в монашество: может она также и отменять обряды, если в них минует нужда или изменять их применительно к требованиям времени и обстоятельств.

В таинствах благодать Божия необходимо соединяется с видимым действием и необходимо в видимом знаке преподается приступающему к таинству: обряды же только знаки прошения благодати Божией - милости Божией или благословения Божия: в них нет такой связи между видимою и невидимою сторонами; поэтому с обрядами не соединяется необходимо сообщение даров милости или благословения Божия.

В каждом из таинств низводятся на верующих определенные дары благодати Божией, усвояющей людям плоды искупительного подвига Христова. Поэтому принятие таинств обязательно для христианина: без этого невозможно вступление в Церковь и наследование спасения. В обрядах же, если люди и удостаиваются дарования божественной благодати, то эта благодать не имеет частного, определенного вида освящения человека. Обряды совершаются не с целью низведения на верующих благодати, усвояющей людям искупительный подвиг Христов, а с целью призвать на человека, а часто даже и на внешнюю жизнь и деятельность его, вообще милость Божию, Благословение Божие.... Поэтому обряды могут совершаться и совершаются над неодушевленными предметами (напр. окропление освященною водою полей, садов, домов, других принадлежностей хозяйства и т.п.). Обряды, как знаки прошения милости Божией в частных случаях, не имеют характера безусловной необходимости для всех членов Церкви, какой имеют таинства. Поэтому и число, и совершение их изменялось и может изменяться.

Таинства занимают центральное место среди всех освятительных божественных установлений. По отношению к ним все остальные является только как бы предваряющим и сопутствующим. На этих то по преимуществу освящающих человека богоучрежденных средствах-таинствах мы и остановим свое внимание, в целях лучшего уяснения их сущности. Первым из них является то таинство, чрез которое христианин становится христианином - таинство Крещения.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here