Когда архиерей освящает не сам храм, а только один или несколько антиминсов, то в день освящения перед Литургией священник приносит приготовленные для освящения антиминсы со вшитыми в них посреди верхнего края мешочками для положения святых мощей. Антиминсы полагают на блюдо и ставят на святой трапе́зе (престоле) поверх инди΄тии на том месте, где обычно лежит Евангелие, Евангелие же ставится на то место, куда оно обычно поставляется по прочтении его на Литургии. Частицы святых мощей, число которых должно быть равно числу освящаемых антиминсов, полагаются на дискосе, который покрывается звездицей и покровцем и ставится на жертвенник, где над ним возжигают две свечи.
Потом приходит архиерей и облачается на обычном месте во все священные одежды, а поверх них возлагается особый белый хитон (запо́н). Затем архиерей идет в сопровождении священников в алтарь через царские двери. Архиерей перед престолом молится над антиминсами, читая молитву: "Господи Боже Спасителю наш..." Затем перед царскими вратами постилается ковер, и на нем полагается возглавие, на которое архиерей преклоняет колена. Протодиакон возглашает: "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся".
При коленопреклонении всех архиерей читает молитву: "Боже Безначальный..." Это те же две молитвы, которые читаются при освящении храма. По прочтении их архиерей идет в алтарь к престолу, и царские врата затворяются.
Один из священнослужителей поставляет на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда - один с красным вином, другой - с розовой водой и третий - незаполненный. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родоста́мной.
Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив главу, читает молитву над родостамной: "Господи Боже наш..." и зна́менует ее крестообразно трижды. Затем он трижды крестообразно поливает родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь" и "Окропи΄ши мя иссо́пом и очищуся...", и далее псалом до конца.
Затем возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков" и помазу́ет антиминосы святым Миром. При этом диакон произносит: "Вонмем", а архиерей: "Аллилуиа" (трижды). На каждом антиминсе архиерей творит три креста стручцом, обмакнутым во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й: "Се, что добро́ или что красно́..." Архиерей после пома́зания Миром возглашает: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки". Если освящается много антиминсов, то все вышеупомянутое совершается над каждым из них. И при помазании их Миром, кроме 132-го псалма, читается или поется псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его..."
С архиерея снимают запон, и он идет за святыми мощами к жертвеннику в сопровождении священников и диаконов. Там он читает все те молитвы, которые читает архиерей при перенесении мощей в чине освящения храма. Затем, архиерей подымлет дискос со святыми мощами, и идет с ними от жертвенника через северные двери, с возжженными лампадами и с рипидами, при пении тропаря "Иже на ка́мени веры..." и ирмосов, и доходит по солее до закрытых царских врат. Здесь он останавливается и, обратившись лицом к царским вратам, велегласно возглашает: "Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы! Господь Сил, Той есть Царь славы!". При словах "Господь Сил..." и врата отворяются. Архиерей входит внутрь алтаря и обходит вокруг престола дважды, поя первый раз: "Святии мученицы...", во второе обхождение: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало..." И поставляет дискос со святыми мощами на престол. Взяв кадильницу, архиерей обходит вокруг престола третий раз, кадя его со стоящими на нем святыми мощами, читая до конца псалом 25-й "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходи΄х..."
Затем архиерей читает молитву: "Господи небесе́ и земли΄, Иже Святую Твою Церковь неизреченно премудростию основа́вый..." и вторую молитву: "Благодарим Тя, Господи, Боже Сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы...." По прочтении их архиерей снимает с дискоса возду́х и звезди΄цу, берет воскомастих и влагает его в мешочек на антиминсе, в воскомастих полагает частицу святых мощей, помазует мощи святым Миром и скрепляет их с воскомастихом. Диакон возглашает: "Господу помолимся", и архиерей читает молитву: "Господи Боже наш, и сию славу..." После этой молитвы архиерей "извлачается обязания" перед святым престолом. Потом возглашает: "С миром изыдем" и выходит из алтаря, и становится на обычное место. После того начинаются часы и Божественная литургия по чину.