Тело человека, по воззрению Церкви, - освящённый благодатию Таинств храм души, по слову святого апостола Павла: "Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок - святая Тавифа, ученица апостола Петра: "Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице" (9, 20-21).
Тела умерших архиереев и священников не омываются водой, а обтираются губкой, пропитанной елеем, и совершается это не мирянами, а священнослужителями (иереями или диаконами). Тело усопшего монаха не омывают, а лишь отирают теплой водой, "творя прежде гу́бою крест на челе скончавшагося, на пе́рсех, на руках, и на ногах, и на коленях, вя΄щше же ничто́же" (Большой Требник, Последование исходное монахов), затем "его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, которая и бывает ему как бы гробом; над мантией делают из того же облачения три креста ради Христа, Крест Которого он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, то есть икону Христа" ("Новая скрижаль").
Тело священнослужителя облачается во все одежды, соответствующие его сану, чем знамену́ется, что на Страшном Суде он будет держать ответ не только по исполнению христианского долга, но и по исполнению пастырского служения. Одежды должны быть новые и по цвету не темные, а светлых оттенков. В правую руку умершего архиерея и священника влагается Крест, а на груди полагается Евангелие, по примеру апостола Варнавы, завещавшего, по преданию, святому Марку положить с ним Евангелие от Матфея. В знак того, что священник был совершителем Божественных Таинств, его лицо по смерти закрывается возду́хом (то есть покровом) в знак почета, ибо Священное Писание уподобляет священников ангелам Божиим, которые предстоят пред престолом Всевышнего, "лица закрывающе". Тело усопшего диакона полагается во гроб в полном диаконском облачении со вложенным в руку кадилом, лицо его не покрывается возду́хом. Умершего архиерея после омовения елеем облачают во все священные одежды с пением: "Да возрадуется душа твоя о Господе", с рипидами, кадильницами, трикирием и дикирием. По окончании облачения посаждают в кресло, и протодиакон возглашает: "Да просветится свет твой пред человеки" и затем полагают его на стол и покрывают большим возду́хом. Церковные правила не указывают возлагать на умершего священника пожалованный ему Крест. На умершего иерея возлагают скуфью или камилавку, подобно тому, как возлагают митры и палицы на тех умерших, которые при жизни сподобились этих наград. Церковные и светские ордена не возлагаются на умерших. Запрещенные в служении иереи и диаконы полагаются во гроб в облачении своего сана с разрешения архиерея. Из умерших псаломщиков в стихарь облачаются лишь те, которые были посвящены в него. За облачение священно-церковнослужителей, а равно и за все церковные принадлежности, употребляемые при их погребении (покров, свечи, ладан и проч.), неприлично и несправедливо требовать платы, так как они все свои труды посвятили на пользу Церкви и местного храма. Евангелие и возду́х остаются в гробу и погребаются вместе с телом усопшего священнослужителя. Потир и дискос не следует полагать в гроб почившего иерея.
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд, в некоторых местах надевают саван - белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святой водой, а гроб архиерея еще и осеняется трикирием, дикирием и рипидами. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, "Отче наш..." и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы "Помощник и Покровитель...", а в дни Святой Пасхи поются стихиры "Да воскреснет Бог...", "Пасха священная нам днесь показа́ся..."
Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором говорит святой апостол Павел: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4, 8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров - сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают Крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
Священник в своих проповедях должен бороться против бытующих в отдельных местностях суеверных обычаев, согласно которым в гроб полагают хлеб, пару белья, деньги и другие посторонние предметы.