Утреня. Начало утрени обычное. Псалмы 19-й и 20-й. Шестопсалмие. Ектения великая.
На "Бог Господь" тропарь, глас 2-й: "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и воня΄ми во гробе но́ве покрыв положи".
"Слава": "Егда снизшел еси к смерти, Животе́ Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взыва́ху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе".
"И ныне": "Мироносицам жена́м при гробе представ Ангел вопия΄ше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь".
С началом пения этих тропарей отверзаются царские врата. Священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель кадит Плащаницу окрест, алтарь, лики и молящихся и весь храм. По окончании пения тропарей непосредственно начинается пение непорочных. Обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, а затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители.
По 1-й статии - ектения малая. Возглас "Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".
С началом 2-й статии совершается малое каждение. Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее - ектения малая. Возглас "Яко Свят еси, Боже наш, Иже на престоле славы Херувимстем почива́яй, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".
В начале 3-й статии - малое каждение. По окончании 3-й статии - тропари воскресные, глас 5-й - "Благословен еси, Господи" и "Ангельский собор". В это время совершается каждение всего храма. Малая ектения. Возглас "Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом..." По возгласе - седальны "Плащаницею чистою" и "Ужасо́шася ли΄цы". Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются.
Канон Великой субботы, глас 6-й - "Волною морскою". Ирмосы канона по дважды, тропари на 12. Припев к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Катавасия по каждой песни - ирмосы того же канона. По 3-й песни -седален. По 6-й песни - кондак, глас 6-й:
"Бездну заключи΄вый мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный Безсмертный. Жены΄ же приидо́ша пома́зати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен". Икос. "Честнейшую" не поется. По 9-й песни - "Свят Господь Бог наш". Во время канона предстоятель облачается во все священнические одежды.
"Всякое дыхание", на глас 2-й. Стихиры на 4. "Слава", глас 6-й - "Днешний день тайно", "И ныне", глас 2-й - "Преблагословенна еси". Во время пения хвалитных стихир священнослужители исходят царскими вратами к Плащанице. Во время великого славословия совершается трижды каждение окрест Плащаницы и при пении погребального Трисвятого предстоятель возлагает Плащаницу на главу и идет к западным дверям храма. Совершается крестный ход. Во время крестного хода бывает перезвон, а когда шествие войдет в храм, то - трезвон.
По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения "Святый Боже" возглашает "Премудрость, про́сти" и относит Плащаницу на средину храма. Совершается каждение окрест ее (единожды). В это время поется тропарь "Благообразный Иосиф", один раз (гласовым распевом). Далее тропарь пророчества, "Слава" - конец его. "И ныне" - весь тропарь. "Вонмем. Премудрость. Вонмем". Прокимен, глас 4-й - "Воскресни΄, Господи, помози΄ нам и избави нас имени ради Твоего". Пророчества Иезеки΄илева чтение. Затем "Вонмем", прокимен, глас 7-й - "Воскресни΄, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца". Апостол - Кор., зач. 133. "Аллилуиа", со стихами. Евангелие - Мф., зач. 114. Ектении "Рцем вси" и "Исполним утреннюю" и прочее, как обычно.
Отпуст - "Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". По отпусте певцы поют стихиру "Приидите, ублажи΄м Иосифа приснопамятнаго" и бывает целование Плащаницы. Час 1-й.
Часы 3-й, 6-й, 9-й и изобразительны. Перед началом часов священнослужители совершают вхо́дные молитвы, облачаются и начинают проскомидию. На всех часах - тропарь и кондак Великой Субботы. Блаженна без пения. "Лик Небесный", "Верую", "Ослаби, остави", "Отче наш", кондак дня Триоди - "Бездну заключи΄вый", "Господи, помилуй" (12 раз). "Всесвятая Троица". Иерей - "Премудрость". Певцы - "Достойно есть", и прочее. Отпуст малый обычный.
Вечерня и Литургия. Вечерня соединяется с Литургией Василия Великого. Возглас "Благословено Царство". Обычное начало, псалом 103-й. Великая ектения. Кафизмы нет. "Господи, воззвах", глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия и совершается каждение. Стихиры на 8 - воскресные 4 и Триоди 4, "Слава", глас 6-й - "Днешний день", "И ныне" - догматик, глас 1-й - "Всемирную славу". Вход с Евангелием совершается вокруг Плащаницы. "Свете Тихий". Единственный раз в году прокимна нет. По окончании пения "Свете Тихий", царские врата закрываются и тотчас бывает 15 паримий.
По 6-й паримии царские врата отверзаются. Чтец возглашает: "Поим Го́сподеви". Певцы поют на 5-й глас: "Славно бо прославися". Чтец возглашает следующие стихи песни пророка Моисея, певцы - на оба лика после каждого стиха поют "Славно бо прославися". После последнего припева на "И ныне" сам чтец поет "Славно бо прославися". Царские врата закрываются. Читаются 7-15-я паримии.
По 15-й паримии поется песнь трех отроков в таком же исполнении с припевом "Господа пойте и превозносите Его во веки", в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь Моисея. Чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому припевают "Господа пойте и превозносите Его во веки". При этом должно заметить, что после 13-го стиха "Да благословит земля" должно петь "Господа да поет и превозносит Его во веки". После 34-го стиха "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа" следует петь "Господа поем и превозносим Его во веки". Последний, 36-й стих поет чтец: "Хва́лим, благословим, покланя΄емся Го́сподеви, поюще и превозносяще во вся веки".
Ектения малая. Возглас: "Яко Свят еси, Боже наш". Вместо Трисвятого - "Ели΄цы во Христа крести΄стеся". Прокимен, глас 5-й - "Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же Имени Твоему, Вышний". Апостол - Рим., зач. 91. "Аллилуиа" не поется, но чтец вместо "Аллилуиа" поет: "Воскресни, Боже, суди΄ земли΄, яко Ты наследиши во всех языцех", со стихами. Певцы поют тот же припев "Воскресни, Боже" к каждому стиху.
Во время пения "Воскресни, Боже" священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все темные облачения в храме заменяются светлыми.
Евангелие - Мф., зач. 115. И далее - по чину Литургия святого Василия Великого. Вместо "Херувимской" песни поется тропарь, глас 8-й:
"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто́же земное в себе да помышля΄ет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит закла́тися и датися в снедь верным. Предходят же Сему ли΄цы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрила́тии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
За "Достойно" - ирмос 9-й песни "Не рыдай Мене, Мати". Причастен - "Воста́, яко спя, Господь, и воскре́се спасаяй нас".
После отпуста совершается благословение хле́бов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает "Господу помолимся", и иерей читает молитву: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови΄вый пять хле́бов и пять тысящ насы΄тивый! Сам благослови хле́бы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословля΄яй и освяща́яй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Певцы: "Аминь". Хлебы раздробляются и раздаются верущим.
На трапе́зе разрешается ястие без масла.
Если освящение куличей и па́сох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа - "Егда снизше́л".
После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов.
Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи.