Великая Суббота Страстной седмицы

Великая Суббота Страстной седмицы

Утреня. Начало утрени обычное. Псалмы 19-й и 20-й. Шестопсалмие. Ектения великая.

На "Бог Господь" тропарь, глас 2-й: "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и воня΄ми во гробе но́ве покрыв положи".

"Слава": "Егда снизшел еси к смерти, Животе́ Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взыва́ху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе".

"И ныне": "Мироносицам жена́м при гробе представ Ангел вопия΄ше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь".

С началом пения этих тропарей отверзаются царские врата. Священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель кадит Плащаницу окрест, алтарь, лики и молящихся и весь храм. По окончании пения тропарей непосредственно начинается пение непорочных. Обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, а затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители.

По 1-й статии - ектения малая. Возглас "Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

С началом 2-й статии совершается малое каждение. Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее - ектения малая. Возглас "Яко Свят еси, Боже наш, Иже на престоле славы Херувимстем почива́яй, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".

В начале 3-й статии - малое каждение. По окончании 3-й статии - тропари воскресные, глас 5-й - "Благословен еси, Господи" и "Ангельский собор". В это время совершается каждение всего храма. Малая ектения. Возглас "Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом..." По возгласе - седальны "Плащаницею чистою" и "Ужасо́шася ли΄цы". Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются.

Канон Великой субботы, глас 6-й - "Волною морскою". Ирмосы канона по дважды, тропари на 12. Припев к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Катавасия по каждой песни - ирмосы того же канона. По 3-й песни -седален. По 6-й песни - кондак, глас 6-й:

"Бездну заключи΄вый мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный Безсмертный. Жены΄ же приидо́ша пома́зати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен". Икос. "Честнейшую" не поется. По 9-й песни - "Свят Господь Бог наш". Во время канона предстоятель облачается во все священнические одежды.

"Всякое дыхание", на глас 2-й. Стихиры на 4. "Слава", глас 6-й - "Днешний день тайно", "И ныне", глас 2-й - "Преблагословенна еси". Во время пения хвалитных стихир священнослужители исходят царскими вратами к Плащанице. Во время великого славословия совершается трижды каждение окрест Плащаницы и при пении погребального Трисвятого предстоятель возлагает Плащаницу на главу и идет к западным дверям храма. Совершается крестный ход. Во время крестного хода бывает перезвон, а когда шествие войдет в храм, то - трезвон.

По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения "Святый Боже" возглашает "Премудрость, про́сти" и относит Плащаницу на средину храма. Совершается каждение окрест ее (единожды). В это время поется тропарь "Благообразный Иосиф", один раз (гласовым распевом). Далее тропарь пророчества, "Слава" - конец его. "И ныне" - весь тропарь. "Вонмем. Премудрость. Вонмем". Прокимен, глас 4-й - "Воскресни΄, Господи, помози΄ нам и избави нас имени ради Твоего". Пророчества Иезеки΄илева чтение. Затем "Вонмем", прокимен, глас 7-й - "Воскресни΄, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца". Апостол - Кор., зач. 133. "Аллилуиа", со стихами. Евангелие - Мф., зач. 114. Ектении "Рцем вси" и "Исполним утреннюю" и прочее, как обычно.

Отпуст - "Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". По отпусте певцы поют стихиру "Приидите, ублажи΄м Иосифа приснопамятнаго" и бывает целование Плащаницы. Час 1-й.

Часы 3-й, 6-й, 9-й и изобразительны. Перед началом часов священнослужители совершают вхо́дные молитвы, облачаются и начинают проскомидию. На всех часах - тропарь и кондак Великой Субботы. Блаженна без пения. "Лик Небесный", "Верую", "Ослаби, остави", "Отче наш", кондак дня Триоди - "Бездну заключи΄вый", "Господи, помилуй" (12 раз). "Всесвятая Троица". Иерей - "Премудрость". Певцы - "Достойно есть", и прочее. Отпуст малый обычный.

Вечерня и Литургия. Вечерня соединяется с Литургией Василия Великого. Возглас "Благословено Царство". Обычное начало, псалом 103-й. Великая ектения. Кафизмы нет. "Господи, воззвах", глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия и совершается каждение. Стихиры на 8 - воскресные 4 и Триоди 4, "Слава", глас 6-й - "Днешний день", "И ныне" - догматик, глас 1-й - "Всемирную славу". Вход с Евангелием совершается вокруг Плащаницы. "Свете Тихий". Единственный раз в году прокимна нет. По окончании пения "Свете Тихий", царские врата закрываются и тотчас бывает 15 паримий.

По 6-й паримии царские врата отверзаются. Чтец возглашает: "Поим Го́сподеви". Певцы поют на 5-й глас: "Славно бо прославися". Чтец возглашает следующие стихи песни пророка Моисея, певцы - на оба лика после каждого стиха поют "Славно бо прославися". После последнего припева на "И ныне" сам чтец поет "Славно бо прославися". Царские врата закрываются. Читаются 7-15-я паримии.

По 15-й паримии поется песнь трех отроков в таком же исполнении с припевом "Господа пойте и превозносите Его во веки", в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь Моисея. Чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому припевают "Господа пойте и превозносите Его во веки". При этом должно заметить, что после 13-го стиха "Да благословит земля" должно петь "Господа да поет и превозносит Его во веки". После 34-го стиха "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа" следует петь "Господа поем и превозносим Его во веки". Последний, 36-й стих поет чтец: "Хва́лим, благословим, покланя΄емся Го́сподеви, поюще и превозносяще во вся веки".

Ектения малая. Возглас: "Яко Свят еси, Боже наш". Вместо Трисвятого - "Ели΄цы во Христа крести΄стеся". Прокимен, глас 5-й - "Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же Имени Твоему, Вышний". Апостол - Рим., зач. 91. "Аллилуиа" не поется, но чтец вместо "Аллилуиа" поет: "Воскресни, Боже, суди΄ земли΄, яко Ты наследиши во всех языцех", со стихами. Певцы поют тот же припев "Воскресни, Боже" к каждому стиху.

Во время пения "Воскресни, Боже" священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все темные облачения в храме заменяются светлыми.

Евангелие - Мф., зач. 115. И далее - по чину Литургия святого Василия Великого. Вместо "Херувимской" песни поется тропарь, глас 8-й:

"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто́же земное в себе да помышля΄ет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит закла́тися и датися в снедь верным. Предходят же Сему ли΄цы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрила́тии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

За "Достойно" - ирмос 9-й песни "Не рыдай Мене, Мати". Причастен - "Воста́, яко спя, Господь, и воскре́се спасаяй нас".

После отпуста совершается благословение хле́бов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает "Господу помолимся", и иерей читает молитву: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови΄вый пять хле́бов и пять тысящ насы΄тивый! Сам благослови хле́бы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословля΄яй и освяща́яй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Певцы: "Аминь". Хлебы раздробляются и раздаются верущим.

На трапе́зе разрешается ястие без масла.

Если освящение куличей и па́сох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа - "Егда снизше́л".

После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов.

Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here