Характер и содержание молебных пений

Характер и содержание молебных пений

Молебным пением, или молебном называется особое богослужение, при котором просят Господа и Его святых угодников о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны по чину подобны утрене и совершаются в храме или в частных домах. В храме молебны совершаются после Литургии или перед ней, а также после утрени и вечерни. Одни из них относятся к общественному богослужению, как-то в дни храмовых праздников, особого рода молебные пения во время стихийных бедствий, нашествия иноплеменников, бездождия, безведрия, эпидемий. Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. К ним относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в путешествие.

Обычно в дни храмовых праздников молебны совершаются со звоном.

Одни молебные пения включают в себя чтение канона, другие - без него, третьи - без чтения Евангелия.

Без канона бывают молебны:

1) на Новый год;

2) при начале учения отроков;

3) за воинов во время брани против супостатов;

4) о больных многих или одном;

5) благодарственные, а именно:

а) о получении прошения и о всяком благодеянии Божием; в день Рождества Христова;

6) при благословении:

а) отправляющихся в путешествие;

б) по вода́м хотящим плыть;

7) чин возвышения панагии;

8) чин благословения пчел.

Без чтения Евангелия совершаются:

а) чин благословения воинов, идущих на брань;

б) чин молитвенный на копание кладезя и обре́тение воды;

в) чин благословения нового кладезя.

Чины молебных пений помещены в Большом Требнике и в Книге молебных пений. Канон молебный ко Пресвятой Богородице с изложением чина молебного пения содержится в Октоихе в конце книги, после 4-го гласа и в конце 8-го гласа.

Молебен начинается возгласом священника: "Благословен Бог наш" или возгласом: "Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице", как при благодарственном молебне. После возгласа поется: "Царю Небесный" (а от Пасхи до Вознесения: "Христос воскресе из мертвых" - трижды), Трисвятое, "Отче наш" и читается псалом, избранный приспособительно к предмету моления.

После псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исаии: "С нами Бог, разумейте, язы΄цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог..."

Иногда после псалма читается Симво́л веры. Так бывает в молебном пении о недужных. Затем произносится великая ектения, в которую включаются моления, относящиеся непосредственно к предмету данного молебна.

После ектении поется "Бог Господь" и тропари. В молебнах при бездождии или безведрии далее читается псалом 50-й. Затем следует канон, если он положен на этом молебне. Каноны находятся в Книге молебных пений, в Большом Требнике, Молитвословах, в Каноннике. Некоторые каноны положено петь без ирмосов, хотя в книге ирмосы и напечатаны.

Каноны, сообразно со своим содержанием, имеют припевы. Так, в каноне Пресвятой Троице припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе"; в каноне Животворящему Кресту: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му"; в каноне Богородице: "Пресвятая Богородице, спаси нас" (Октоих, см. в конце 8-го гласа); в каноне Архангелу Михаилу или Святителю Николаю, или иному угоднику: "Святый Архистрати΄же Михаиле..." или "Святителю отче Николае, моли Бога о нас"; перед умилительными покаянными канонами: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" и "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Святому Иоанну Крестителю: "Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас", или: "Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас". Всем святым: "Вси святии, молите Бога о нас". При пении канона после 3-й и 6-й песней бывают ектении. После 3-й песни полагается сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже". На этой ектении после 3-й песни поминает иерей тех, о ком служат молебен. По 6-й песни бывает малая ектения и возгла́с тот же, что на утрени по 6-й песни: "Ты бо еси Царь мира..."

По 6-й песни читается Евангелие, предшествуемое прокимном и другими молитвословиями, которые обычно предшествуют чтению Евангелия на утрене. В праздничные дни читается то Евангелие, которое читалось в этот день на утрене (исключая благодарственный молебен или молебен по какому-то особому случаю). Если святому, которому служится молебен, не положено особого Евангелия, то ему читается общее Евангелие по чину или лику его.

Иногда чтение Евангелия предваряется чтением Апостола. Перед Апостолом может быть паримия (в день Рождества Христова). После чтения Евангелия, если на молебне поется канон, то поются 7-я, 8-я, 9-я песни его.

По окончании канона поется "Достойно есть яко воистину..." В дни же великих праздников обычно поется ирмос 9-й песни канона праздника. Затем читается Трисвятое, "Отче наш", поется тропарь, и произносится ектения: "Помилуй нас, Боже...", на которой поминаются те, о ком молебен служится: "Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и прощении раба Божия (рабы Божией имярек)... После нее бывает возгла́с: "Услыши ны, Боже, Спасителю наш..." Затем читается особая молитва, приспособительно к предмету моления или благодарения. Иногда она читается с коленопреклонением.

На молебном пении в Пасхальную седмицу после возгла́са священника: "Благословен Бог наш" не бывает ни ектении, ни пения "Бог Господь", а поется: "Христос воскресе" (трижды) со стихами: "Да воскреснет Бог...", как на утрени и Литургии. Затем, вместо тропаря, поется ипакои?: "Предвари΄вшия утро..." Если же канон поется и святому, то перед ипакои поется тропарь святого. По 3-й и 6-й песнях поется: "Спаси от бед..." По 6-й песни поется кондак: "Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне..." и икос Пасхи: "Еже прежде солнца..." После Евангелия и 9-й песни поют "Светися, светися, Новый Иерусалиме...", "Христос воскресе" (трижды), и ипакои?: "Предварившия утро...", на "Слава" - тропарь святого, на "И ныне" - кондак Пасхи: "Аще и во гроб..." Затем ектения: "Помилуй нас, Боже...", и, вместо: "Слава Тебе, Христе Боже...", поют "Христос воскресе", и отпуст.

Когда на молебном пении не поется канон, тогда после пения "Бог Господь" и тропарей читаются Апостол и Евангелие, иногда же перед Апостолом читается и паримия. После Евангелия произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже..." и возгла́с: "Услыши ны, Боже...", и читается молитва. После нее поется великое славословие: "Слава в вышних Богу..." или "Тебе, Бога, хвалим..." Затем диакон возглашает: "Премудрость". Священник или архиерей: "Пресвятая Богородице, спаси нас", и прочее, как бывает пред отпустом. После отпуста бывает возглашение многолетия.

Молебные пения совершаются и вне храма, бывают и с крестным ходом. Прообразами крестного хода в Ветхом Завете были торжественные шествия со святыней. Так было у стен Иерихона (Иис. Нав. 6), торжественное шествие с ковчегом Завета при царе Давиде (2 Цар. 6, 5) и при царе Соломоне (3 Цар. 8, 5). Из раннехристианской эпохи нам известно о древней традиции ношения по улицам Константинополя величайшей святыни - Креста Господня, которое совершалось раз в год. (По другим свидетельствам, и в начале каждого месяца.) Этот день (1 августа) и поныне празднуется Православной Церковью под наименованием Происхождение Древ Честно́го и Животворящего Креста Господня (Первый Спас), и в него положено совершать малое водоосвящение, часто соединяемое с крестным ходом. Впереди крестного хода идут певчие, за ними несут фонарь, запрестольные Крест и икону Божией Матери, праздничные иконы или другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Крестом и Евангелием, и замыкает шествие архиерей, если он есть, впереди которого идут иподиаконы и диаконы.

Молебные пения при крестных ходах носят названия лити΄й. В Большом Требнике (79 гл.) содержится последование на различные лити΄и и молебные пения. В нем сперва изложены те молитвословия и песнопения, которые постоянно читаются или поются на лити΄ях. Последование в различные литии и пения молебнов имеет сходство с чином утрени. После возгла́са иерея следует Трисвятое, "Отче наш", "Господи, помилуй" - 12 раз, псалом 142-й и великая ектения, "Бог Господь", тропари: "Помилуй нас, Господи..." и стихословие псалмов. После каждого стиха их поется краткий тропарь. При первом псалме: "Господи, да не яростию Твоею обличиши мя..." (Пс. 6) поется тропарь "Благоутробне, Долготерпеливе и Всещедрый Господи, ниспосли милость Твою на люди Твоя". При втором псалме (Пс. 101): "Господи, услыши молитву мою..." - тропарь: "Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи". При третьем псалме (Пс. 73): "Боже, прииде́ша язы΄цы в достояние Твое..." поется тропарь: "Яко Щедрый Господь, умилосе́рдися на люди Твоя, яко Долготерпелив, примирися и помилуй ны".

После каждого из трех псалмов иерей читает особую молитву, куда включается главное прошение, ради которого совершается молебен, а потом бывает малая ектения. После же третьего псалма поются антифон 4-го гласа: "От юности моея...", "Всякое дыхание...", читается Евангелие по лити΄и и поется канон по лити΄и, то есть о чем совершается прошение. После этого бывает отпу́ст. За этим "Последованием в разные лити΄и" следуют в Требнике последования с изменяемыми молитвословиями.

В этих последованиях Требника находятся прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, канон и ектения: "Помилуй нас, Боже..." с особыми прошениями и молитвой, читаемой по ектении. Это последование является продолжением и окончанием предыдущего: в том Последовании все изложено до чтения Апостола, в этом же, начиная с прокимна и Апостола, - до конца.

За этим следует продолжение последования молебного пения - "Ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемое во время безведрия, егда́ дождь многий безгодно и΄дет". Затем подобное продолжение литии составляют "Канон в страхе тру́са (землетрясения)"; "канон Пресвятей Троице и ко всем святым в прещение (останавление) губительныя не́мощи" (эпидемических болезней). После этого канона следуют две молитвы в язву мора, молитва "в губительный недуг", "молитва к Богу, глаголемая во время губительства и глада", которая читается на литии на молебне тогда, когда с губительным поветрием соединяется еще и голод, "молитва на прещение громо́в и молний"; "молитва от злорастворения ве́тров и бури морския"; "молитвы молебныя на всякую литию", то есть для тех литий, для которых особых молитв не написано. Она читается при крестных ходах, бывающих по случаю разных видимых бедствий. Типикон предписывает совершать такого рода литию также и в дни праздников Сре́тения, Благовещения, Входа Господня в Иерусалим и других.

Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов, на которых не положено чтения Евангелия и при которых бывает окропление святой водой, совершается после малого освящения воды. Водоосвящение обычно соединяется и с другими молебными пениями. В таком случае сначала совершается молебное пение, а после чтения Евангелия следуют молитвословия водоосвящения. Кроме освящения воды и окропления ею, совершаются при молитвенных чинах и другие священнодействия, например, последование возвышения панагии, а также "егда кто хощет отъити΄ на службу", чин благословения нового дома.

Молитвословия молебнов прилагаются и на Божественной Литургии. То, каким образом присоединяются они к Литургии, подробно указано в Последовании молебного пения "о получении прошения и о всяком благодеянии Божии", именно: если этот благодарственный молебен бывает на Божественной Литургии, то по "Благословено Царство..." произносят великую ектению, присоединяя к ней благодарственные прошения. По входе же - тропари благодарствеенные, по дневном прокимне - благодарственный, и по Апостоле дневном - Апостол благодаренияя; также и по дневном Евангелии - Евангелие благодарения. По Евангелии на сугубой ектении прилагаются прошения благодарения. По заамвонной молитве иерей читает и молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкви, как на утрене, или, аще настоятель изволит, вместо великого славословия поют: "Тебе, Бога, хвалим..."

 

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here